Сеть кофеен Double Coffee, принадлежащая советнику мэра Риги, выходит на российский рынок. Первое заведение открывается в Сочи, в ближайшее время кофейни-рестораны появятся и в "самом кофейном" городе России. Но в Петербурге их ждет серьезная конкуренция.
Double Coffee позиционируются как эспрессо-капучино бары,
однако в меню помимо кофе и кофейных напитков (порядка 50 рецептов), также есть
салаты, закуски, супы, пасты, пицца и суши. В некоторых заведениях в меню есть
полноценные обеды и ужины.
Кафе в России будут открывать по франчайзингу. Сеть Double
Coffee, первый бар которой был открыт в Риге в 2002 году, сейчас насчитывает
порядка 30 ресторанов, в том числе девять франчайзинговых – в Риге,
Киеве, Львове и Минске. По некоторым данным, сеть принадлежит
принадлежит бизнесмену Эрику Тейлансу - советнику мэра Риги Нила Ушакова,
котоырй стал первым русским главой латвийской столицы.
Паушальный взнос по франшизе составит 25 тыс. евро, роялти –
5% с оборота ежемесячно. При этом объем инвестиций в один объект может
составлять от 150 тыс. евро. Предполагается, что кофейня окупится через 2,5
года. Площадь помещения должна составлять от 150 до 500 м2.
picturegallery.e62dfc85-7498-49a4-b588-941430924e00
По оценкам экспертов, кофейням в Петербурге "еще есть куда
расти", ниша далека от насыщения, хотя Петербург всегда считался самым
"кофейным" городом России, и по числу кофеен на жителя обгонял столицу. На
начало года, по подсчетам аналитиков "Инвест-Проект", в Москве насчитывалось 325
кофеен, в Петербурге – 350. Как подсчитали эксперты, емкость рынка кофеен в
Москве составляет $489 млн, в Петербурге - около $200 млн.
С начала года кофейные сети активно "размножаются". Недавно
активную экспансию на российский, в том числе петербургский рынок, начала
австрийская Coffeshop Company. В Петербурге уже открыто 13 кофеен
сети, компания "Кофе СЭТ" (держатель мастер-франшизы) продает
субфраншизы этого бренда. В 2010 году планируется открыть около 30
новых заведений.
Российский ресторанный холдинг
"Кофе Хауз"
намерен до конца 2010 года открыть минимум 10 новых одноименных кофеен –
преимущественно в Москве и Петербурге. Как отметил президент холдинга Владислав
Дудаков, с наступлением кризиса люди стали больше ходить именно в кофейни,
предпочитая их ресторанам и другим кафе, где средний чек составляет больше 50
долларов.
Появятся в Петербурге и кофейни американской сети Dunkin
Donuts. Компания объявила о возвращении на российский рынок (будет открыто
более 100 точек), до конца года в крупных мегаполисах РФ заработают 10-20
заведений. О выходе на петербургский рынок в 2011 году заявила и московская сеть
"Кофеин". О желании открыть кофейню в Петербурге заявляла компания Starbucks, 28
кофеен которой уже работают в Москве.
"Рынок постепенно восстанавливается после просадки в конце
2008 и первой половине 2009 года. Сейчас, только в рамках восстановления к
докризисным значениям рынок имеет потенциал роста порядка 25% в долларовом
выражении. Именно на это, а также на то, что стоимость аренды существенно
снизилась, ориентируются кофейные сети", - отмечает аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим
Клягин.
Тесно кофейням не будет. С точки зрения недвижимости
Петербург готов принимать новые сети: хотя требования у таких арендаторов
достаточно серьезные - основные торговые коридоры, близость к учебным и офисным
заведениям, площадь от 200 до 500 м2 и высокая электрическая мощность, отмечают
в компании ASTERA. "
Какие-то помещения высвобождаются, меняют локацию операторы общепита - на рынке
всегда есть несколько помещений, удовлетворяющих требованиям кофеен, - говорит
директор по развитию компании Людмила Рева. - Как правило, кофейни готовы
платить за аренду от 1,5 до 3 тыс. рублей за м2 в месяц".
Более серьезный вопрос – это конкуренция за потребителя.
Несмотря на то, что кофеен в Петербурге больше, чем в Москве, выручка
петербургских заведений в 2009 году, по подсчетам "Инвест-проекта", оказалась в
2,5 раза меньше, чем у столичных ($147 млн и $376 млн
соответственно).
Особенно ярко конкуренция среди кофеен выразилась за
последний год на Невском проспекте: открылись новые заведения (Coffeeshop), при
этом старые не закрылись и продолжают работать, отмечает Людмила Рева. По ее
словам, открытие нового заведения, особенно под новым брендом, привлекает
аудиторию, и на первых порах у такой кофейни много посетителей. Но после, когда
"эффект новизны" пропадает, необходимо будет доказывать свою состоятельность:
уровень сервиса, качества продаваемой продукции, заботиться о поддержании
лояльности аудитории и заниматься маркетинговым продвижением.
"Иначе через год-полтора, когда первоначальный интерес к
новому бренду угаснет, кофейня начнет терпеть убытки, - говорит она. - В
Санкт-Петербурге уже есть подобные примеры и новым сетям нужно учитывать опыт
конкурентов при бизнес-планировании".