Советник мэра Риги откроет кофейни в Петербурге

Автор фото: Спицын Михаил

Сеть кофеен Double Coffee, принадлежащая советнику мэра Риги, выходит на российский рынок. Первое заведение открывается в Сочи, в ближайшее время кофейни-рестораны появятся и в "самом кофейном" городе России. Но в Петербурге их ждет серьезная конкуренция.

Double Coffee позиционируются как эспрессо-капучино бары, однако в меню помимо кофе и кофейных напитков (порядка 50 рецептов), также есть салаты, закуски, супы, пасты, пицца и суши. В некоторых заведениях в меню есть полноценные обеды и ужины.
Кафе в России будут открывать по франчайзингу. Сеть Double Coffee, первый бар которой был открыт в Риге в 2002 году, сейчас насчитывает порядка 30 ресторанов, в том числе девять франчайзинговых – в Риге, Киеве, Львове и Минске. По некоторым данным, сеть принадлежит принадлежит бизнесмену Эрику Тейлансу - советнику мэра Риги Нила Ушакова, котоырй стал первым русским главой латвийской столицы.
бар Double Coffee в Риге бар Double Coffee в Риге
Паушальный взнос по франшизе составит 25 тыс. евро, роялти – 5% с оборота ежемесячно. При этом объем инвестиций в один объект может составлять от 150 тыс. евро. Предполагается, что кофейня окупится через 2,5 года. Площадь помещения должна составлять от 150 до 500 м2.
бар Double Coffee в Риге Первое заведение в России открывается в Сочи. Ресторан Double Coffee будет находиться в центре города, напротив здания Олимпийского пресс–центра, пишут латвийские СМИ. Double Coffee обещает накормить сочинцев и гостей города качественной европейской кухней в европейском интерьере. С сочинскими предпринимателями уже подписан договор, следующими местами "прописки" станут Москва и Петербург.
picturegallery.e62dfc85-7498-49a4-b588-941430924e00
По оценкам экспертов, кофейням в Петербурге "еще есть куда расти", ниша далека от насыщения, хотя Петербург всегда считался самым "кофейным" городом России, и по числу кофеен на жителя обгонял столицу. На начало года, по подсчетам аналитиков "Инвест-Проект", в Москве насчитывалось 325 кофеен, в Петербурге – 350. Как подсчитали эксперты, емкость рынка кофеен в Москве составляет $489 млн, в Петербурге - около $200 млн.
С начала года кофейные сети активно "размножаются". Недавно активную экспансию на российский, в том числе петербургский рынок, начала австрийская Coffeshop Company. В Петербурге уже открыто 13 кофеен сети, компания "Кофе СЭТ" (держатель мастер-франшизы) продает субфраншизы этого бренда. В 2010 году планируется открыть около 30 новых заведений.
Российский ресторанный холдинг "Кофе Хауз" намерен до конца 2010 года открыть минимум 10 новых одноименных кофеен – преимущественно в Москве и Петербурге. Как отметил президент холдинга Владислав Дудаков, с наступлением кризиса люди стали больше ходить именно в кофейни, предпочитая их ресторанам и другим кафе, где средний чек составляет больше 50 долларов.
Появятся в Петербурге и кофейни американской сети Dunkin Donuts. Компания объявила о возвращении на российский рынок (будет открыто более 100 точек), до конца года в крупных мегаполисах РФ заработают 10-20 заведений. О выходе на петербургский рынок в 2011 году заявила и московская сеть "Кофеин". О желании открыть кофейню в Петербурге заявляла компания Starbucks, 28 кофеен которой уже работают в Москве.
"Рынок постепенно восстанавливается после просадки в конце 2008 и первой половине 2009 года. Сейчас, только в рамках восстановления к докризисным значениям рынок имеет потенциал роста порядка 25% в долларовом выражении. Именно на это, а также на то, что стоимость аренды существенно снизилась, ориентируются кофейные сети", - отмечает аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин.
Тесно кофейням не будет. С точки зрения недвижимости Петербург готов принимать новые сети: хотя требования у таких арендаторов достаточно серьезные - основные торговые коридоры, близость к учебным и офисным заведениям, площадь от 200 до 500 м2 и высокая электрическая мощность, отмечают в компании ASTERA. " Какие-то помещения высвобождаются, меняют локацию операторы общепита - на рынке всегда есть несколько помещений, удовлетворяющих требованиям кофеен, - говорит директор по развитию компании Людмила Рева. - Как правило, кофейни готовы платить за аренду от 1,5 до 3 тыс. рублей за м2 в месяц".
Более серьезный вопрос – это конкуренция за потребителя. Несмотря на то, что кофеен в Петербурге больше, чем в Москве, выручка петербургских заведений в 2009 году, по подсчетам "Инвест-проекта", оказалась в 2,5 раза меньше, чем у столичных ($147 млн и $376 млн соответственно).
Особенно ярко конкуренция среди кофеен выразилась за последний год на Невском проспекте: открылись новые заведения (Coffeeshop), при этом старые не закрылись и продолжают работать, отмечает Людмила Рева. По ее словам, открытие нового заведения, особенно под новым брендом, привлекает аудиторию, и на первых порах у такой кофейни много посетителей. Но после, когда "эффект новизны" пропадает, необходимо будет доказывать свою состоятельность: уровень сервиса, качества продаваемой продукции, заботиться о поддержании лояльности аудитории и заниматься маркетинговым продвижением.
"Иначе через год-полтора, когда первоначальный интерес к новому бренду угаснет, кофейня начнет терпеть убытки, - говорит она. - В Санкт-Петербурге уже есть подобные примеры и новым сетям нужно учитывать опыт конкурентов при бизнес-планировании".