Кто заплатит за счетчик

Автор фото: Trend/Сергей Ермохин

Российское законодательство давно пытается заставить население относиться к энергоресурсам бережнее, экономя тепло, воду, электричество и газ. Серьезным инструментом принуждения стал закон №261-ФЗ "Об энергосбережении", по которому потребители ресурсов обязаны оснастить свою квартиру счетчиками тепла, газа, воды и электроэнергии. Административные штрафы за невыполнение закона уже известны, но финансовых стимулов пока не появилось, а экономия на плате за энергию из-за дороговизны счетчика откладывается на долгий срок.

Какую пользу принесет приборы энергоучета и кто заплатит за их установку? Зачем и кому нужен энергосберегательный паспорт? Не лучше ли бюджетные деньги, затраченные на энергосберегающие мероприятия, потратить на иные социальные нужды? Означает ли энергоучет наличие энергоэффективности?
Вопрос цены энергосбережения обсуждался 10 июня в редакции газеты "Деловой Петербург". Непростую судьбу закона обсуждали чиновники, представители ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний и собственники жилья.
Юрий Мирченко, начальник управления разработки энергоэффективных технологий и энергоаудита филиала "Энергосбыт" ГУП "ТЭК СПб": По закону ФЗ- №261 энергоснабжающая организация обязана до 1 июля 2010 года представить предложения об оснащении приборами учета потребителям, а так же установить данные приборы. Причем договор по установке должен содержать условие об оплате цены равными долями в течение пяти лет с даты заключения. То есть ГУП "ТЭК СПб" должно установить приборы учета сразу, а деньги получить потом. До назначенного срока осталось две недели, а источники финансирования до сих пор нам не известны, что вызывает наши большие опасения.
После 1 июля мы не в праве отказать обратившимся к нам гражданам в заключении договора на установку узла учета тепловой энергии. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Этот порядок и условия нам так и не известны. К нам уже поступают заявки на установку узлов учета, а что будет после первого июля страшно предположить.
В зоне теплоснабжения ГУП "ТЭК СПб" находятся более 21 тыс. домов. По нашим оценкам, нужно установить порядка 12-14 тысяч общедомовых узлов, это огромная цифра и огромная проблема, учитывая, что право на отказ мы опять же не имеем.
Олег Буглаев, заместитель генерального директора ЗАО "Петербургрегионгаз": Что касается природного газа, то в соответствии с законом необходимо устанавливать индивидуальные счетчики у каждого абонента или коллективные в коммунальных квартирах. Закон принимался в ноябре 2009 года, когда финансирование затрат ресурсоснабжающих организаций на 2010 год был уже определено, и средств на установку счетчиков не предусматривалось. В условиях, когда в Петербурге счетчиками газа оснащены 2-2, 5 % квартир, речь идет о 4,5-миллионном городе и огромных затратах. По области ситуация лучше: 25-30 % квартир оснащено узлами газа, в Карелии, например, порядка 90%, в Калининграде, который является территорией газоснабжения "Петербургрегионгаз", около 53 %.
"Петербургрегионгаз" является исполнителем закона в части установки узлов учета в Петербурге, но даже с привлечением других организаций, могу сказать, что справится с этой задачей достаточно сложно.
Мария Акимова, председатель Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ: Суетливость хороша только при ловле блох. На самом деле приборы на холодную и горячую воду поставят только те жители, которые потребляют ее в малых количествах. А те, кто сделали из своих квартир гостиницы, общежития и харчевни — эти никогда не поставят. По нашим подсчетам, сегодня порядка 20% квартир жилого фонда сдаются. Что делать с собственниками таких квартир? По газу понятно, энергоснабжающие компании сами будут с ними биться, так как счетчик индивидуальный, а по всем остальным приборам? Ведь штрафы за неустановку общедомовых счетчиков будет выплачивать управляющая компания или ТСЖ, которое будет в свою очередь подавать в суд на жильцов, это ТСЖ и выбравших?
Должен быть нормативно-правовой документ, обязывающий собственников принимать решение об установке общедомовых и поквартирных приборов учета. Надо понимать, что установка узла учета не гарантирует потребителю экономии. Например, в квартире прописан один человек, проживает пять, следовательно, воды потребляется больше, чем положено, и устанавливать счетчик не в интересах проживающих.
Даже если будет экономия, сам прибор, его обслуживание и замена стоит больших денег. Так что, будь здоров, сколько придется потратить, и люди в большинстве случаев ничего не выиграют.
Ко всему прочему предприятия, изготовляющие счетчики, честно признались, что в срок снабдить весь город устройствами им не под силу. Учет необходимо ввести, но не в таком спешном порядке. Олег Овчинников, генеральный директор управляющей компании "Балтсервис": Система автоматического погодного регулирования теплопотребления здания с узлом учета на вводе стоит около миллиона рублей, причем экономический эффект от общего теплопотребления составляет 20%, а срок окупаемости 3-4 года, при этом особых стимулов к его установке конечный потребитель-квартиросъемщик не имеет, как и ресурсоснабжающая организация, которой естественно невыгодно, когда спрос на её продукт падает.

Правда благодаря такой системе есть возможность оперативно контролировать параметры тепловой энергии предприятий и жилых домов. Вся информация о потребленных ресурсах передается по каналам сотовой связи, от приборов учета тепла на сервер единого независимого диспетчерского центра, а также всем заинтересованным в ней пользователям. Например, на компьютер районной администрации, директору управляющей компании или председателю ТСЖ.
Система в режиме реального времени предупреждает о нештатных ситуациях: затоплении подвала, пожаре, несанкционированном проникновении на объект. Например, если где-то на инженерных сетях произошла авария (прорыв трубы), об этом сразу узнает диспетчер, что позволяет быстро принять меры для ее устранения.
Алексей Сойкинен, заместитель управляющего СПбГУ "Фонд капитального строительства и реконструкции": Энергоучет не гарантирует энергоэффективность. Во всех новых домах на бюджетные средства мы ставим счетчики, а значит с энергоучетом все в порядке. А с энергоэффективностью? По энергоэффективности и энергосбережению мы только встали на путь реализации закона и постановления правительства.
Вкладывать капитал в энергосберегающие мероприятия можно бесконечно, причем при увеличении затрат на 5 % срок окупаемости увеличивается на 5 лет. Инвестор должен понимать, в какие сроки окупятся его затраты на энергосбережение. Большинство компаний сегодня не готовы к подобным тратам, однако привлекательность энергосберегающих мероприятий очевидна.
В ближайшее время (июнь-июль) по заказу комитета по строительству будет разработана "Концепция программы повышения энергетической эффективности и стимулирования энергосбережения в области строительства", которая в свою очередь дополнит разрабатываемую комитетом по энергетике и инженерному обеспечению долгосрочную программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Петербурге.
Также разрабатывается ряд региональных методических документов (РМД) по энергоэффективности, которые станут обязательными для применения при строительстве за счет средств государственного бюджета, а для остальных участников будут носить рекомендательный характер.
Ирина Бугославская, заместитель председателя комитета по тарифам Санкт-Петербурга:
Если не установить счетчики, то стимула к экономии не будет вообще. Потребитель, оторвавшись от домашних дел на разговор по телефону, побежит выключать воду, осознавая, что у него щелкает счетчик.
Однако не хотелось бы, чтобы граждане и управляющие компании приложили большие усилия для установки прибора учета, а потом оказалось, что что-то сделали не так. Нужны качественные приборы и ответственные организации, которые будут решать проблемы, связанные с проектированием, монтажом и дальнейшим обслуживанием приборов учета. Не должно получиться, чтобы участники процесса зарабатывали на бесконечном обслуживании постоянно ломающихся счетчиков или установили приборы, которые не будут отвечать необходимым требованиям. Например, при установке теплосчетчиков, необходимо предусмотреть возможность раздельного учета ресурсов на нужды отопления и горячего водоснабжения и измерения не только отпущенной тепловой энергии (в Гкал), но и расхода горячей воды (в м3).
Юрий Мирченко, начальник управления разработки энергоэффективных технологий и энергоаудита филиала "Энергосбыт" ГУП “ТЭК СПб”: Еще один важный момент закона — наличие энергопаспорта. Энергопаспорт составляется по результатам энергетического обследования, деятельность по проведению которого вправе осуществлять только члены специализированных СРО. Согласно закону энергетические обследования могут проводится как в обязательном порядке так и добровольно. Однако на сегодняшний день информацией о регистрации таких СРО мы не располагаем.
Сама идея энергопаспорта хороша, но важно, чтобы он не превратился в формальность. Ирина Бугославская, заместитель председателя комитета по тарифам Санкт-Петербурга: Энергетический паспорт нужен для руководства дома или предприятия, он поможет понять, сколько стоят выполняемые мероприятия, и оценить, какой эффект они дадут. При этом очевидно, что есть целый ряд типовых мероприятий, и не надо каждый раз гадать, сколько тепла излучает тот или иной многоквартирный дом в зависимости от материалов и конструктивных особенностей. Стоит ли проводить энергосберегающие и теплосберегающие мероприятия в старом доме, или проще построить новый? Об этом тоже нужно задуматься.
Ирина Бугославская, заместитель председателя комитета по тарифам Санкт-Петербурга: В экономически обоснованных тарифах на ресурсы не могут быть предусмотрены расходы на установку приборов учета потребителей в рамках требований закона 261-ФЗ. Закон предусматривает другие формы финансирования работ, связанных с установкой данных приборов и требует дополнительной разработки подзаконных актов.
Справедливость в отношении граждан, проживающих в домах, в которых счетчики уже есть, не должна быть нарушена, а значит, эти жильцы не должны через тариф оплачивать установку счетчиков в многоквартирных домах (квартирах), где установка еще только предстоит.
Комитет по тарифам, со своей стороны, может установить социальные нормы потребления ресурсов и социальные тарифы, которые станут стимулом для наиболее эффективного расхода электрической и тепловой энергии, холодной воды и газа гражданами, но для их введения не хватает законодательной базы. Так что социальные тарифы и нормы, прежде всего в электроэнергетике, можно будет установить только при внесении соответствующих изменений в нормативные правовые документы, в том числе и в части порядка их применения (учет зарегистрированных граждан, разделение социальной нормы при использовании ночного и дневного тарифа на электрическую энергию, порядок оплаты в течение одного расчетного периода и так далее).
Наиболее значимым мероприятиям в области эффективности и энергосбережения, которые можно ожидать от комитета по тарифам — это применение долгосрочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями, а также тарифов на услуги по передаче тепловой энергии и цен организаций коммунального комплекса на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности.
До сих пор осуществлялось регулирование тарифов на один год, при этом в 2010 году планируется установить тарифы на услуги по передаче электрической энергии, передаваемой по сетям ОАО "Ленэнерго" с фиксированными тарифами на пятилетний период.
Стоимость энергии включает: оптовую цену, цены на услуги передачи и сбытовую надбавку плюс системные инфраструктурные услуги. Так вот, цена на услуги по передачи составляет порядка 30% от общей цены на ресурс, и если она будет известна заранее, то потребитель сможет прогнозировать затраты на ресурсы на несколько лет вперед.
Ирина Родионова, начальник технического управления жилищного комитета Санкт-Петербурга: Наконец-то закон не носит декларативный характер, как в 1996 году, теперь он более действенен, предусматривает реальные механизмы энергосбережения.
Жилищным комитетом совместно с жилищными организациями разработан комплекс мероприятий по энергосбережению, которые уже реализуются при проведении как капитального так и текущего ремонта жилого фонда.
Совместно с комитетом по энергетике разрабатывает пилотный проект зон энергетической эффективности на базе двух районов: Красносельского и Кировского. Алексей Сойкинен, заместитель управляющего СПбГУ "Фонд капитального строительства и реконструкции": "Концепция программы повышения энергетической эффективности и стимулирования энергосбережения в области строительства" пока не утверждена, как и не утвержден порядок финансирования энергосберегающих мероприятий в Петербурге. Видел подобную программу у московских коллег из департамента по строительству, так вот на программу энергосбережения у них выделяется 837 миллионов рублей на 2010-2014 год, но на какие финансы придется рассчитывать нам, пока неизвестно.
Юрий Мирченко, начальник управления разработки энергоэффективных технологий и энергоаудита ГУП "ТЭК СПб": На одной всероссийской конференций, проходившей под эгидой министерства энергетики, была названа стоимость программных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности на период до 2020 года: 10, 5 трлн рублей, из них около 850 млрд рублей из средств федерального бюджета и около 950 млрд рублей из региональных , а остальное — из внебюджетных источников. Это все планы. А как будет на самом деле — время покажет.