Рынок подделок люксовых брендов одежды и аксессуаров уверенно растет. Россияне ежегодно тратят на фэйк порядка 15 млрд евро. Обманывать модников и модниц "помогают" социальные сети и российское законодательство.
Российский рынок фэйка (от англ. fake — подделка) в
2009 году вырос на 10%. По оценкам аналитиков компании Esper Group, в прошлом
году россияне потратили на подделки брендовой одежды и аксессуаров 15 млрд
евро. Причем до 40% этого объема приходится на регионы.
В нижнем ценовом сегменте имитируют главным образом
известные люксовые марки, в среднем — спортивные. Так, например, цена
аутентичного поло Lacoste в Москве составляет 4 тыс. рублей (100 евро),
его имитации в Перми — 1,6 тыс. рублей (40 евро). Тонкий шерстяной кардиган
Fred Perry стоит около 6,9 тыс. в Москве (170 евро), в Перми — 1200 рублей
(30 евро). При этом Fred Perry официально в Перми продаж не ведет, отмечают
эксперты.
Основной поток фэйка идет из Китая и Кореи, но в последнее
время все больше товаров поступает из стран СНГ — Киргизии и Белорусии.
Подделки привозят на открытые рынки, где закупаются в основном региональные
магазины, в том числе позиционирующиеся в верхнем ценовом сегменте. "Ни для кого
не секрет, что ассортимент многих люксовых магазинов изрядно подпорчен фэйковым
товаром — такая ассортиментная политика стала особенно актуальной в период
кризиса, когда рынок люкса сократился в России практически наполовину", —
отмечают в Esper Group.
И некоторые столичные бутики закупают "последние
дизайнерские коллекции" на открытых рынках — в Лужниках, наследнике
Черкизовского — Люблино и на вьетнамском рынке на Тульской. Зачастую о
встрече с поставщиком договариваются заранее на одном из интернет-сайтов.
Прибыльность такого фэйк–бизнеса составляет более 90%.
Читайте также:
Сеть магазинов одежды OGGI меняет имя
Интернет стал активным помощником в продвижении подделок.
"Продавцы реплик одними из первых оценили преимущества социальных сетей, —
говорят аналитики. — В популярных сетях появились масса групп, где можно
приобрести фэйковые одежду, обувь и аксессуары. Особо популярны в электронной
коммерции имитации сумок и одежды Louis Vuitton, Gucci, Paul Smith, Ed Hardy,
Christian Audigier, Chanel".
Бороться с такого рода подделками в России сложно. "Страна
поддерживает Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков и
протокол к нему. То есть право собственности на товарный знак признается, но
никто не обязуется защищать их, если не был подан судебный иск, — поясняют в
агентстве. — Ни Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности, ни
ТРИПС Россия не поддерживает".
Как отмечают специалисты, на данный момент Роспатент
регистрирует товарные знаки, ФАС регулирует антимонопольную практику в отношении
товарных знаков, МВД должно защищать потребителей от контрафакта на внутреннем
рынке, а Государственная таможенная служба должна пресекать ввоз таких товаров и
рассматривать заявления с просьбой о защите товарных знаков, Минюст и
прокуратура — решать судебные дела.
"На деле выходит, что у семи нянек дитя без глазу, —
заключают эксперты. — Если например, тот же Louis Vuitton захочет бороться
с контрафактом в России, то по европейской практике его представители обратятся
в орган, где был зарегистрирован товарный знак, — Роспатент, однако оттуда их
отправят в МВД — ведь дело касается внутреннего рынка. Обращение в МВД приведет
к походу в суд, где потребуют доказательства того, что товарный знак
зарегистрирован по ряду классов, нарушены права при ввозе контрафакта и при
продаже на внутреннем рынке, что опять же предполагает сбор документов в
Роспатенте, таможенных органах и МВД соответственно".
Кроме того, гибкие формулировки понятий "контрафакта" и
"имитации", прописанные в законе, позволяют почти всегда доказать, что товар
относится ко второй категории, а значит, максимум, что грозит нарушителю, —
штраф, причем от стоимости официально ввезенных имитаций. "Затраты Louis Vuitton
на судебное разбирательство будут в любом случае несоизмеримо выше. Участвовать
в этом театре абсурда пока не решилась ни одна люксовая марка", — замечают в
Esper Group.
Между тем российский рынок одежды оживает после
кризиса. Если в 2009 году его рост составил всего около 5%, то
только за I квартал текущего года рынок прибавил 57%. Россияне
перестают экономить на одежде и вновь готовы
покупать подделки.