Зачем нам этот ПЭФ?

Автор фото: ИТАР-ТАСС

В четверг открывается XIV Петербургский экономический форум. Число его участников меньше, чем в предыдущие годы. Теперь на форум едут не ради тусовки, а с конкретными целями.

Кроме видимой части айсберга - показательных подписаний контрактов и презентаций - все последние ПЭФы славились обширным кулуарным потенциалом.
Публичные декларации нередко расходятся с тем, чего реально добивается бизнес. Истинная его целью на таких мероприятиях - встречи с высокопоставленными чиновниками, ответственными за судьбы российской экономики.
Активно продвигаемая еще в ходе ПЭФ-2007 тема модернизации российский экономики вылилась в 2008 году в создание "Роснанотех". После ПЭФ-2008 была утверждена федеральная программа развития нанотехнологий (более 27 млрд рублей). Нетрудно представить, как убедительны были директора российских заводов в кулуарах форума, доказывая руководству "Роснанотеха" исключительную нанотехнологичность своих производств, чтобы попасть в программу. В любом случае, в конце июня 2007 года был принят закон, предоставляющий серьезные налоговые льготы компаниям, инвестирующим в инновации - от НДС были освобождены НИОКР. В дальнейшем государство все больше и больше стимулировало бизнес отчитываться о проделанной инновационной работе.
Другие попытки бизнеса влиять на налоговое законодательства были не менее успешны. Так, еще в 2006 года на ПЭФ перспективы замены плоской шкалы подоходного налога на прогрессивную казались близкими как никогда. Однако противники этой идеи до сих пор держат оборону.
Незадолго до ПЭФ-2008 правительство утвердило новые техрегламенты на нефтепродукты, но бурные обсуждения этой темы привели к тому, что нефтяники добились отсрочки перехода на новые стандарты качества топлива.
Еще одним несбывшимся лобби-проектом на ПЭФ-2008 стало сокращение числа чиновников в советах директоров компаний с госучастием в капитале. Хотя менеджменту этих предприятий удалось заручиться поддержкой первого вице-премьера Игоря Шувалова, проект в целом провалился.
Еще одной постоянной темой для обсуждений с чиновниками в кулуарах является господдержка как отдельных компаний, так и целых рынков. Глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин на прошлогоднем ПЭФ потребовал резко повысить тарифы на железнодорожные перевозки. Разумеется, бизнес поспешил с активным противодействием этой идее. В итоге чиновникам пришлось удовлетворить всех: тарифы подняты минимально, а взамен в конце июня из бюджета РФ РЖД получили 50 млрд рублей субсидий.
Много лет на ПЭФ обсуждается вступление России в ВТО. Есть сторонники и противники этого процесса, которые стремятся донести до чиновников свои аргументы. На прошлом форуме верх в очередной раз взяли последние. Премьер Владимир Путин по окончании ПЭФ заявил, что Россия сбавит обороты на пути к ВТО. А первоочередной целью он назвал создание Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном.
Прошлогодний ПЭФ запомнился публичной поркой некогда богатейшего россиянина - Олега Дерипаски. Ее виртуозно - чуть ли не в прямом телеэфире - исполнил не поехавший на форум Владимир Путин. Именно на фоне этих событий участники ПЭФ активно обсуждали перспективы национализации как своих собственных заводов, так и активов своих смежников. Жизнь показала, что за редкими исключениями эти опасения оказались напрасными, и угроза национализации миновала.
Банковское лобби активно обсуждало возможность создание государственного банка для передачи ему "плохих долгов". Этот проект также провалился - государство пока не готово расплачиваться за предкризисные рискованные решения частных банков.
Одна из самых горячих тем ПЭФ-2009 - судьбы российских автокластеров. Автоконцернам, похоже, удалось убедить чиновников повременить на время кризиса с повышением уровня локализации на российских сборочных предприятиях. В то же время, именно в ходе ПЭФ стартовал многомесячный триллер "Сбербанк покупает Opel". В итоге германские заводы буквально в последний момент ушли из рук Германа Грефа.