Иду на остров стабильности

Роман Александра Проханова «Око» трудно положить в ту или иную нишу. Кто-то скажет, что это публицистический памфлет в 670 страниц, но в таком случае публицистика и тургеневские «Отцы и дети».

Кто-то назовет «Око» производственным романом, только сейчас, по негласному уговору издателей, местом действия такого романа непременно должен быть офис, в расчете на читающий офисный планктон. Но Александр Проханов описывает строительство атомной станции, так что вполне может быть отнесен к продолжателям того забытого жанра советской литературы, последним могиканином которого является Даниил Гранин. «Око» чем-то напоминает гранинский роман «Иду на грозу» с его интеллектуальным противостоянием, которое становится моральным. Только у Гранина действие происходит в обществе, которое в зависимости от конъюнктуры может быть названо или стабильным, или застойным. У Гранина конфликты накапливаются, а у Проханова прорываются наружу и ведут к катастрофе.
Перед нами модернизация конца 1980-х гг.: общество раскалывается и дичает, а начальственные техно­краты продолжают уповать на магическую «социальную машину», которая решит все проблемы. Такие неутомимые визионеры-труженики, как изобретатель Фотиев, рождались в России во все времена и описаны еще Андреем Платоновым, только у героя прохановского романа меньше иллюзий. И все-таки он не может видеть, как его чудо-машина из орудия созидания на глазах превращается в орудие разрушения, как рассыпается на атомы общество, как уходит жизнь из станции и из страны.
Это было бы невозможно без молчаливого согласия большинства, и Проханов описывает механику конформизма, который благополучно пережил совет­ское время. Тогда все старательно не замечали ложь, потому что одним обещали квартиру, а другим -- детсад или премию. Сейчас только морковка другая.
Автора легко упрекнуть в том, что его характеры не развиваются, что это не люди, а маски. Наверное, но покажите мне людей в современной литературе! Прохановские маски, в отличие от пелевинских или акунинских, не предназначены для увеселения публики. Любителям энтертейнмента здесь нечего делать. Его роман -- это античная трагедия, где протагонист бросает вызов богам, хотя и хор, и зрители знают, чем кончится дело.
Иван Гугол, журналист