Трибунал по пиратству не создан из–за США и Британии

Задержанных у берегов Сомали пиратов приходится освобождать — из 500 отпустили две трети, сообщил заместитель генерального прокурора РФ Александр Звягинцев. По его словам, созданию международного трибунала по пиратству препятствуют США и Великобритания.

Несмотря на военно–морские операции, которые проводят специальные соединения НАТО и Евросоюза, активность пиратов в районе Африканского Рога не снижается. "Более того, число нападений возросло — 217 в 2009 году против 111 в предыдущем. Было захвачено 47 судов, в заложниках оказались 867 человек. Судя по первым месяцам, в нынешнем году ситуация не лучше", — сказал Александр Звягинцев в интервью газете "Известия".
По его словам, расширяется и зона пиратской активности: захваты судов происходят в 1 тыс. км от берегов Сомали. "Фактически зоной пиратского промысла стал огромный по площади район Индийского океана, эффективно контролировать который не в состоянии даже военно–морской флот всех стран мира. Доходность пиратского "бизнеса" достигает $15 тыс. на каждого пирата за один набег. Возрастает уровень насилия: только в прошлом году пиратами было обстреляно 120 судов, восемь моряков убито, 68 ранено", — рассказал заместитель генерального прокурора.
По его словам, огромной проблемой в борьбе с пиратами стала безнаказанность. "Было задержано около 500 человек, но две трети из них отпущены — да, сейчас порой их проще отпустить, чем судить", — заметил Александр Звягинцев.
Наиболее реальным решением проблемы представляется создание так называемого гибридного трибунала, считает он. "Это создание при национальном суде какого–либо государства специальной палаты с международным участием — на основе решения Совбеза ООН и соглашения ООН с соответствующим государством. В состав следователей, обвинителей, судей включаются представители "базового" государства и международного сообщества. Это уже апробированная практика — возьмите, например, "гибридные" суды по Кампучии, Сьерра–Леоне, Ливану. Такой суд мог бы принимать к производству дела, которые "не востребованы" национальными системами правосудия государств, пострадавших от пиратов. Особенно от организаторов, финансистов и посредников", — считает заместитель генерального прокурора.
Создание такого суда обойдется мировому сообществу в $50–60 млн, что, по словам заместителя генерального прокурора, не очень высокая плата. По оценкам экспертов, потери от пиратской угрозы ежегодно составляют $15 млрд — это выкупы, но и дополнительные расходы на патрулирование и военное сопровождение кораблей, обходные маршруты, страхование, укрепление систем безопасности.
"При наличии соответствующей политической воли международный антипиратский трибунал мог быть создан решением Совбеза ООН и уже работать. Жаль, что некоторые влиятельные государства, в том числе и некоторые постоянные члены Совета Безопасности ООН, занимают пока негативную или выжидательную позицию, а без их согласия такой трибунал под эгидой ООН не создать, — сказал он. — Это тем более странно, что проблема касается и их тоже. Но, даже если бы эта проблема не затрагивала непосредственно интересы США и Великобритании, этим странам следует помнить об их особой ответственности как членов Совбеза ООН за поддержание безопасности в мире".
По его словам, Вашингтон и Лондон считают, что это дорого.