Потребительские предпочтения

СПб. Впервые за 10 лет жители Западной и Восточной Европы решили сократить расходы и начать активно копить деньги. Не обошла стороной эта тенденция и Россию.

«Ничто никогда не будет как прежде»: с началом кризиса эта фраза стала универсальной мантрой политических лидеров и финансистов. Все говорят о кризисном и посткризисном периодах. Observatoire Cetelem (структурное подразделение ЗАО «БНП ПАРИБА») решил выяснить, относится ли эта волшебная формула к сфере потребления.
Исследование показало, что практически во всех европейских странах настроение потребителей улучшилось, но ненамного. Исключение составляют российские покупатели. Они продемонстрировали самую высокую устойчивость к негативным финансовым новостям и самый оптимистичный взгляд в будущее.
Принцип предосторожности
После стресс-теста европейских экономик в 2009 г. тенденция к накоплению сбережений возникла во многих странах. В этом году намерения сберегать высказывают до 50% потребителей (в среднем по 12 странам). Причем количество людей, стремящихся сберегать, выросло с 22% в 2009 г. до 34% в 2010 г. Это в особенности справедливо для Южной Европы, а именно Испании, Португалии и Италии. Индекс потребительских намерений опустился с 82% в 2009 г. до 40% в 2010 г. За всем этим -- поиск равновесия между накоплениями и тратами.
В нашей стране намерение копить выросло особенно резко. В 2010 году к этому стремится 63% россиян. Для сравнения, в прошлом году делать накопления были готовы лишь 22%.
Сопротивление усиливается
Результаты за 2009 г. показывают, что, несмотря на то что глобальный кризис затронул всеевропейские страны, за исключением Польши, экономика которой продолжала расти весь 2009 г., потребление показывает большую «сопротивляемость», чем этого можно было бы ожидать.
В 2010 г. намерения тратить снижались (в среднем по 12 европейским странам), в первую очередь из-за существенного спада, который наблюдался в Германии, Италии и Испании. Тем не менее намерения тратить остались на тех же уровнях в Центральной Европе и даже выросли в Венгрии, Чешской Республике и Словакии.
Намерение меньше тратить не обошло российских потребителей. По данным исследования, оно составило 8%.
Покупательский выбор
Покупательские предпочтения европейских потребителей в кризис не изменились. На первом месте -- группа товаров «отдых и путешествия»; это отличительная черта современного общества.
Другая привычка, характерная для трудных времен, -- сосредоточенность на себе. Намерения покупать товары для дома также остались в этом году важной составляющей потребительских предпочтений европейцев, и особенно российских (более 70% покупательских намерений в нашей стране приходится на товары для дома и ремонта).
64% европейцев отметили, что экономический кризис заставил их изменить отношение к распоряжению своими финансами и выработать новую модель потребления.
Рынок подержанных товаров
39% европейцев (30% россиян) в прошлом году продавали товары культуры, а 38% -- машины.
Определяющую роль в развитии продаж подержанных товаров сыграл Интернет.
По данным исследования Observatoire Cetelem