С биомассой в диалог не вступают

Автор фото: "ДП"
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации

Если власть безумна и неадекватна, для нее вся страна представляет опасность. Если власть нормальна, страна для нее - мощная опора и подмога.

Для российской власти, которая вместо того, чтобы вести диалог с шахтерами - участниками протестов, разгоняет их силами ОМОНа, больше подходит первое определение.
Но подавить акции шахтеров так же просто, как, например, акции автолюбителей, не получится. Автолюбители - в большинстве своем клерки, которые толком не умеют бороться за свои права. Когда гаишник их останавливает, они останавливаются. А шахтер, вполне возможно, будет давить гаишника. Несколько раз подряд 50 шахтеров сгоняли с железнодорожных путей 120 полностью экипированных омоновцев.
Шахтеры имеют чувство собственного достоинства. Они вышли на митинги не потому, что одурели от горя - они одурели от целенаправленной лжи. Если вам сейчас объяснить, что вы получаете $40 тыс. в месяц, вы тоже слегка удивитесь, а им объяснили, что они получают 80 тыс. рублей в месяц. Еще объяснили, что свои деньги (на самом деле - 20-30 тыс. рублей) они получают не за работу, а за место и если будут сильно выпендриваться, то быстренько вылетят, а на их место придут китайцы.
Ситуация вокруг трагедии на "Распадской" показала, что российская власть в принципе неспособна вести диалог с обществом. Она рассматривает население России как биомассу, которая подлежит переработке в ее личное богатство. С биомассой в диалог не вступают.
Общероссийский траур по погибшим шахтерам не был объявлен по той же самой причине, по которой он не был объявлен, когда погибли люди на Саяно-Шушенской ГЭС. Там умирали рабочие и инженеры. Когда свои, социально близкие представители начальствующего класса, как в "Хромой лошади", тогда власть объявляет траур, но когда гибнут простые граждане России, то по кому, собственно, его объявлять? Вы же не объявляете траур, когда муравьи погибают на кухне?
Поведение властей неконструктивно, и можно было бы предположить, что чиновники забивают гвозди в собственный гроб. Но ведь и грабеж, и коррупция тоже не конструктивное поведение, а уже сколько лет существуют!
До каких-то пор власть сможет и дальше не обращать внимания на сигналы общества. Вероятно, до тех, пока не закончатся международные резервы, а их хватит, думаю, еще на 2-4 года. То есть вопрос игнорирования чиновниками интересов своего населения - вопрос экономический. Другое дело, что разворовывание международных резервов - это еще и вопрос психологический. Ребята сейчас воруют как в последний день - понимают, что их время заканчивается.
Случись такая трагедия в цивилизованной стране, где демократия не только на бумаге, были бы осуществлены следующие действия. Во-первых, журналисты всего мира находились бы на месте трагедии. Информационная же блокада в Междуреченске сильно напоминает информационную блокаду, когда погибли подводники "Курска".
Во-вторых, компенсация на каждого погибшего шахтера составила бы не менее $100 тыс. Эти деньги были бы выплачены из денег корпораций.
В-третьих, все руководство шахты было бы отправлено в СИЗО. Очевидно, что трагедия на шахте - результат серьезных проблем с безопасностью. А верхушка - люди все богатые. Могут убежать.
В-четвертых, мэр Междуреченска, который публично послал шахтеров, можно сказать, на три буквы и отказался с ними общаться, был бы отстранен от должности, в отношении него было бы возбуждено уголовное дело.
В-пятых, депутатам от Кузбасса, которые сидят в Москве и не едут на место трагедии, никто бы больше руки не подал. В первую очередь - члены их партии. Потому что партия была бы опозорена наличием в ее рядах таких "замечательных" членов.
В-шестых, провели бы тщательное расследование в отношении тех субъектов фондового рынка, которые осуществляли паническую распродажу акций "Распадской" вечером 7 мая - за сутки до катастрофы.
Получается, России далеко до цивилизованной страны? Один маленький шаг: государство должно стремиться к общественному благу, а не обогащению образующих его чиновников. Содержательная разница только в этом, хотя может проявляться в миллионах шагов.