Канны–пресс

Каннский кинофестиваль - сочная, хотя и загламуренная до безобразия тема. Телевизионщики, умело выбирая ракурсы, прячут уродливое здание Дворца конгрессов, которое местные жители прозвали бункером. Вместо этого принято показывать красную ковровую дорожку, пляж отеля "Карлтон" или пальмы, стоя перед которыми восторженные корреспонденты поминают Кустурицу и Тарантино.

Книга киноведа Алексея Дунаевского "Каннский фестиваль" - основательная попытка выйти за пределы глянца и дать более полную картину самого важного, что бы ни говорили, киношного события года. Довольно своевременно, ведь уже в воскресенье будет вручена "Золотая пальмовая ветвь" и Гран-при жюри фестиваля.
Кстати, автор рассказывает не только о фильмах, получивших главные награды на протяжении его истории, но и о том, в чем, собственно, заключается отличие между наградами. Это полезно знать, чтобы не дать себя утопить в маркетинговом сиропе: фильм, бывает, лишь премируется в одной из многих внеконкурсных программ, а дома его раскручивают так, как будто он получил "пальму".
Малоизвестна и история создания каннского смотра, задуманного в противовес главному кинематографическому событию конца 1930-х - кинофестивалю, основанному Муссолини в Венеции. Активную роль в запуске проекта "Канны" играли ведущие кинодержавы того времени: Франция, США и СССР. Проведению того смотра помешала Вторая мировая, которая началась как раз в день предполагавшегося открытия.
Интересно, что для фильмов, привезенных на несостоявшийся смотр 1939 года, в 2002 году был организован особый конкурс, были даже вручены награды. Однако мини-рецензии Дунаевского напоминают банальные изложения сюжетов на обложках DVD. Например, "полицейский чиновник убивает свою любовницу и затевает садомазохистские игры с подчиненными". В результате гениальные "Разговор" Копполы или "Таксист" Скорсезе подаются так, словно это фильмы класса Б.
Проблема глубже, чем может показаться. На мой взгляд, наскоро освободившись от прежней идеологии (или заменив ее на идеологию успеха), наша постперестроечная критика выплеснула с водой и ребенка. Корень "соц" табуирован или, в лучшем случае, используется в негативном смысле, в итоге критики перестали чувствовать связь искусства с обществом. Оттого и не могут понять, за что в Каннах дают призы.