Русалочка в шелках

Малый драматический не почивает на лаврах мировой славы, но пытается воспитывать будущую публику. "Русалочка" Андерсена - уже второй за полтора года "спектакль для семейного просмотра". Его поставил известный режиссер-кукольник Руслан Кудашов, дебютирующий на драматической сцене.

Жестокий (как почти всегда у Андерсена) сюжет окутан изящной печалью и сдобрен иронией. Русалочка полюбила принца, ценой утраты голоса обрела ноги, его любовь дала бы ей бессмертную душу, но принц женится на другой, и только в финале автор, проведя свою героиню через всевозможные страдания, все–таки спасает ее от обещанной гибели, даровав участь стать дочерью воздуха.
Кудашов со товарищи нашли для этой истории изумительное сценографическое решение, ставшее главной ценностью спектакля. Тысячи раз на театре изображали условное море колышущейся тряпкой, а здесь оно не изображается, а буквально присутствует. Волны белого шелка с нашитыми на него острыми треугольничками ткани создают полную иллюзию - будто слышишь шум прибоя и запах пены.
Прием столь же прост, сколь выразителен: шторм, кораблекрушение, Русалочка спасает тонущего принца - их головы показываются то в одном, то в другом отверстии бурно колеблющейся ткани. Вот принц ловит рыбу, а Русалочка шалит: насаживает на крючок всякую всячину - один резкий взмах, всплеск волны во всю высоту сцены, и мы мгновенно оказываемся то на берегу, то под водой.
Это и есть настоящая театральная фантазия, для которой не требуется никаких дорогостоящих спецэффектов. Собственно, в МДТ за ними никогда не гнались - главным его достоинством всегда были актеры.
Но "Русалочку" играет не прославленная драматическая труппа, а участники Молодой студии театра. Увы, не скажешь, что они держат знаменитую марку. Постановочная изощренность при актерской бедности приводит на память реплику андерсеновской бабушки, наставляющей Русалочку: "Ради красоты надо потерпеть!"