На смену советским общежитиям в Россию приходит западный corporate housing

Автор фото: "ДП"

Открытие западными концернами своих заводов в регионах России, помимо прямого эффекта в виде развития высокотехнологичных производств и роста уровня занятости населения, дает косвенный эффект и способствует развитию смежных секторов экономики регионов — например, развитию рынка корпоративной недвижимости.

Западные концерны подталкивают российской рынок корпоративного жилья к развитию на основе передового западного опыта, способствуя переходу от модели "советское общежитие" к современной концепции corporate housing.
Вопрос нехватки жилья для сотрудников новых предприятий является одним из ключевых. Существует опасность, что приток рабочей силы из других регионов России приведет к повышению спроса на рынке жилья в конкретном регионе, что отразится на стоимости аренды и ценах на покупку недвижимости, а также создаст дефицит на рынке доступного жилья этого региона.
"Для решения жилищного вопроса западные концерны предлагают развивать в России успешно применяемую за рубежом модель corporate housing, — комментирует Игорь Горских, генеральный директор корпорации "Русская недвижимость", реализующей масштабные девелоперские проекты в Центральном федеральном округе. — Суть этой модели состоит в том, что частный инвестор строит и управляет в интересах концерна–заказчика доступным жильем бизнес–комфортности, предоставляемым для временного проживания сотрудникам предприятия, а западный концерн обязуется заселить общежития своими сотрудниками и ежемесячно осуществлять оплату за проживание сотрудников путем перечисления денежных средств на специальный счет инвестора. Таким образом, эта модель принципиально отличается от столь привычных нам общежитий, находящихся на балансе предприятий".
Мировой объем рынка корпоративного жилья оценивается экспертами более чем в $15 млрд ежегодно. "До мирового финансового кризиса рынок корпоративной недвижимости рос в среднем на 25% в год, а в условиях кризиса несколько замедлился — до 15% в год", — отмечает президент международного агентства недвижимости Gordon Rock Станислав Зингель. — Только в США сейчас насчитывается порядка 100 тыс. единиц корпоративного жилья. В США и Европе средняя загруженность корпоративного жилья составляет свыше 90%, а средний показатель окупаемости — от 12 до 16 лет. Нередко на Западе спрос на такое жилье превышает предложение. Это не может не привлекать внимание инвесторов к данному сегменту рынка недвижимости. Сегодня появились международные компании, которые управляют корпоративным жильем для крупных корпораций с номерным фондом в количестве 2–3 тыс. номеров по всему миру".
В качестве примера развития corporate housing можно привести проект "Фольксваген Груп Рус" в Калуге, которая будет курировать проект обеспечения иногородних сотрудников предприятия комфортным и доступным жильем. Этот проект нашел поддержку у администрации Калужской области. В инвестиционной программе строительства зафиксировано, что это должно быть жилье, которое сотрудники могли бы оплачивать совместно с компанией–работодателем на первоначальный период работы — в течение 2–3 лет.
Разработчики проекта считают, что, проработав на предприятии 2–3 года, сотрудники смогут не только повысить свою квалификацию, но и увеличить доходы. Как следствие, имея постоянный и стабильный заработок, иногородние сотрудники смогут самостоятельно решать свои жилищные вопросы — например, через ипотеку. Инвестор обеспечивает поэтапную готовность зданий к размещению необходимого количества сотрудников в заранее согласованные сроки. "Фольксваген", в свою очередь, должен будет обеспечить максимальную загруженность корпоративного жилья — четыре очереди по 125 человек, общим числом 500 будущих жильцов, а также ежемесячно осуществлять оплату за проживание своих сотрудников путем перечисления денежных средств на счет специальный счет инвестора.
"У калужского подразделения "Фольксваген" в планах на 2010–2011 годы — 1700 новых рабочих мест. Местных кадров не хватает, и концерн активно занимается привлечением в Калугу новых работников из других регионов России", — отмечает Игорь Горских. По его словам, средняя зарплата на заводе — 25 тыс. рублей плюс завод оплачивает 50% за проживание в корпоративном жилье, месячная ставка аренды в котором составит не более 10 тыс.рублей. "Это хороший шанс для молодых людей из других регионов переехать в центральный регион России и начать новую трудовую жизнь. В перспективе для тех, кто закрепится, нашей корпорацией будет предложена ипотечная программа для приобретения собственного жилья в микрорайоне "Международная деревня", который начнет строиться в текущем году для специалистов технопарка "Фольксваген". А всего в течение ближайших 5 лет только в Калужской области появится 20 тыс. новых рабочих мест", — говорит эксперт.