Перераспределение ролей

СПб. Перенос таможенного оформления на границу России перераспределит международные грузы в пользу морских перевозчиков. Автомобилистам придется осваивать внутренний рынок.

Уже полтора года Федеральная таможенная служба реализует концепцию переноса таможенного оформления товаров на приграничную территорию. Было закрыто 45 таможенных постов в Москве. В марте этого года выпущены приказы о ликвидации двух таможенных постов в Петербурге -- Выборгского и Пискаревского. В перспективе в городе будут оформляться только отдельные виды товаров (фармацевтические, скоропортящиеся грузы, выставочные экспонаты).
По мнению автомобильных международных перевозчиков, концепция направлена на то, чтобы максимально загрузить российские порты, а им, следовательно, нужно осваивать внутренний рынок. По данным регионального отделения Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), в Северо-Западном регионе работает 562 автомобильные компании, занимающиеся международными перевозками.
Константин Шаршаков, заместитель руководителя регионального отделения АСМАП, считает, что ни существующая приграничная инфраструктура, ни региональные порты не могут обслужить существующий грузопоток. «Более 60% грузов региона идут из Финляндии, однако на момент закрытия городских таможенных постов приграничный пост Торфяновский мог обслужить только 5% всех грузов, -- говорит он. Несмотря на то что время оформления товара в апреле составляло от 5 до 14 суток, грузопоток резко не упал, потому что большую часть ввозимых товаров нельзя направить морем.
По словам генерального директора ТД «Борис и Павел» (импортирует скоропортящиеся продукты) Валерия Бирзолова, никто не станет морем везти грузы из Болгарии, Польши или Литвы. Он отметил, что сам рынок уже отрегулировал существующую логистику поставки грузов, а искусственные ее корректировки сразу отразятся на цене.
Генеральный директор компании Unifeeder (морские международные перевозки) Йеспен Кристенсен считает, что порты региона могут увеличить свою пропускную способность, и сейчас после кризисного 2009 года морские перевозчики уже заметили увеличение грузопотока. Но в российских портах остается немало проблем: сложность административных процедур, задержки сроков оформления, неоптимальное расходование ресурсов.
«Почти все международные контейнерные грузоперевозчики вышли из 2009 года с громадными потерями, как с точки зрения оборота, так и прибыльности.
Мировая торговля потеряла в среднем около 10%. Международная сеть контейнерных перевозок, по нашим оценкам, сократилась почти вдвое больше. Некоторые порты на Балтике потеряли 30-40% грузов», -- говорит Йеспен Кристенсен.
По его оценкам, в 2010 году ситуация выровняется.