Создать себе второе «я»

СПб. Во времена экономии какой предприниматель не мечтает о сотрудниках, которым не нужно платить зарплату, которые ничего не забывают и с каждым днем становятся умнее!

Благодаря технологической революции человек, скорее всего, будет пользоваться услугами искусственного интеллекта, так же как сейчас -- мобильным телефоном. Затянувшаяся рецессия только ускоряет этот процесс: оптимизация затрат за счет сокращения персонала -- первая мысль, которая приходит в голову собственникам и топ-менеджерам компаний. В своих лабораториях российские айтишники не перестают совершенствовать виртуальных секретарей, способных выполнять голосовые указания, роботов, которые смогут готовить пищу, варить кофе и так далее.
От роботов -- к инфам
Вероятно, первой российской попыткой создания искусственного интеллекта, получившей широкую огласку, стали так называемые инфы -- виртуальные собеседники и помощники, сервис, созданный компанией «Наносемантика» (проект получил название «Ай-я-яй»).
Хотя, конечно, инфы -- реинкарнация старой идеи, принявшая более совершенную форму. Роботы-болталки в чатах появились еще лет десять назад, и далеко не сразу собеседник мог угадать в них робота.
«Примерно в 2003 году, с распространением Flash, стали пробовать создавать помощников для сайтов, они в чем-то тоже перекликаются с инфами. Но в чем принципиальное новшество инфов: кроме того, что их много и они разные, они умеют двигаться и выражать эмоции, их можно учить. Подобного сервиса точно еще не было и нет», -- говорит Михаил Заренков, генеральный директор компании Exteer (разработка и издание развлекательных online-сервисов).
Инфотворчество
Пользователь сам по частям создает своего помощника-инфа, правда из предложенных вариантов. «Рисует» ему нос, руки, прическу, одежду. Учит его говорить, отвечать на вопросы. Можно сделать чернокожего друга, а можно -- восточную подругу.
Кроме развлекательной составляющей у инфотворчества есть и утилитарная: инфа можно вынести на свой сайт, в блог или социальную сеть, где он от лица своего владельца будет разговаривать или, если требуется, выполнять функции секретаря, консультанта в интернет-магазине, сотрудника службы техподдержки и так далее. Когда авторы проекта создавали инфов, они были уверены, что пользователи в инфах будут реализовывать свои копии. «Чтобы иметь умный автоответчик, который, например, в отсутствие хозяина будет продолжать беседовать с друзьями в чате или социальной сети», -- говорит автор и руководитель проекта «Ай-я-яй» Илья Гельфенбейн.
А оказалось, что многие создают копии своих кумиров -- докторов Хаусов, Гарри Поттеров, Олегов Тиньковых, Евгениев Чичваркиных и т.д.
Однако доверять инфу важные и конфиденциальные беседы, наверное, не стоит. Один владелец инфа рассказал, что его виртуальный подопечный с определенного момента стал отвечать за него в блоге совсем не то, что он бы сам ответил. «Если пользователь хочет, чтобы инф вел себя максимально похоже на него, конечно, нужно потратить очень много времени на его обучение, -- оправдывает инфов Илья Гельфенбейн. -- Если инфу зададут вопрос, который вы с ним не изучали, он ответит так, как мы, разработчики, его учили -- не конкретно, а абстрактно, философски. Например, если спрашивают, какое любишь кино, он, если вы с ним не изучали киношную тему, скажет примерно следующее: «Разное кино люблю, у многих режиссеров есть хорошие фильмы».
Конкуренты
Отсутствие конкурентов у инфов «Ай-я-яй» владелец компаний WebMaster.Spb Андрей Рябых объясняет большими капиталовложениями, необходимыми для реализации подобного проекта, при далеко не очевидной монетизации затрат. «Инфы для бизнеса -- перспективная вещь. Они могут быть одеты в фирменном стиле компании, могут вести себя в соответствии с корпоративными правилами и т.д. А будут ли популярны инфы в частных целях -- вот это вызывает у меня сомнение. Чтобы сделать из инфа интересного собеседника, нужно потратить очень много времени. Друзья сразу раскусят, что отвечает робот, а не ты сам. А зачем общаться с незнакомыми, мне непонятно», -- говорит Андрей Рябых.
Михаил Заренков среди потенциальных конкурентов инфов называет электронных секретарей. Их разрабатывает около 10 компаний в России. Вы задаете вопрос такому секретарю на сайте, он в ответ перекидывает вас в нужный раздел. Другой конкурент -- разнообразные online-консультанты, например marva.ru. Это почти то же самое, только с другой стороны сидит не робот, а человек.
Кто такие инфы?
Инфы ведут письменные беседы с пользователями.
Словарный запас и разговорные навыки можно пополнить, анализируя беседы инфа с людьми. Для усиления интеллекта можно подключить поисковые системы. Для полноценного обучения требуется от полугода до года.
Обучать инфа можно как по стандартному набору тем (книги, музыка, алкоголь, вредные привычки), так и по собственным темам. В этом случае приходится придумывать не только ответы инфа, но и реплики собеседников.