ГЛОНАСС доступен только избранным

СПб. В этом году Смольный планирует оборудовать большую часть городского транспорта навигаторами ГЛОНАСС. Однако лидеры рынка не рассчитывают на получение госзаказа.

Сегодня состоится аукцион на закупку систем мониторинга общественного транспорта почти на 84 млн рублей. В 2009 г. сумма госзаказа на навигационные системы ГЛОНАСС составила почти 100 млн рублей (оборудованы городские автобусы, машины ГУВД, службы судебных приставов и даже городская станция по борьбе с болезнями животных). Но крупным игрокам рынка обычно не удается поучаствовать в этих тендерах, объявленных Смольным: техническому заданию соответствует оборудование лишь некоторых производителей.
Сейчас навигаторы ГЛОНАСС (обычно смешанные системы GSM и ГЛОНАСС) в основном приобретают для госнужд. Частные компании предпочитают GSM-навигаторы: они на 50-70% дешевле, а сигнал точнее.
Именно из-за зависимости рынка от госзаказов открыто критиковать чиновников его участники не решаются. Но на условиях анонимности говорят о том, что рынок закрыт для посторонних.
«В России в большинстве государственных тендеров (на приобретение оборудования ГЛОНАСС. -- «ДП») заранее определен победитель, -- говорит участник российского рынка систем мониторинга на условиях анонимности. -- Из-за «откатов» зачастую государство приобретает оборудование на 20-30% дороже, чем оно могло бы быть».
Дорогая уникальность
Интересно, что средняя стоимость комплекта оборудования на один автобус по госзаказу -- 50-60 тыс. рублей, а средняя стоимость аналогичного оборудования на рынке, как заверяют продавцы, не превышает 30 тыс. рублей. Директор ГУ «Организатор перевозок» Владимир Михайлов объяснил это тем, что на петербургские автобусы устанавливается уникальная система мониторинга, аналогов которой нет в России. Она позволяет анализировать поступающую информацию об автобусе и на ее основании рассчитывать сумму компенсации затрат перевозчика из городского бюджета.
«Победит сильнейший: тот, кто предложит наилучшие условия и наилучшую цену. Никакой ангажированности не допускается», -- заявил Владимир Михайлов.
Сильнейшие
Победителями крупнейших конкурсов прошлого года стали три компании -- ООО «СиЭсБиАй Групп», ООО «Автотехпрайд» и ООО «КАР». К тому же эти компании чаще всего числятся среди участников городских тендеров. По данным ЕГРЮЛ, ООО «КАР» зарегистрировано 5 октября 2009 г. Именно в этот день на сайте госзаказа была опубликована информация об аукционе, в котором участвовала компания. В итоге 28 октября только что созданная фирма получает госзаказ на 22,6 млн рублей. В самой компании подтвердили, что вышли на рынок в 2009 г. и участвовали в аукционе, но от дальнейших комментариев отказались.
Связаться с ООО «Автотехпрайд» не удалось. По телефону, указанному в официальной документации, ответили, что никакого отношения к рынку систем навигации не имеют, и отказались назвать компанию. По данным ЕГРЮЛ, ООО было создано 16 октября 2009 года. А 19 октября была опубликована информация об открытом конкурсе на 1 млн рублей. Через месяц «Автотехпрайд» был объявлен победителем конкурса почти на 1 млн рублей.
С ООО «СиЭсБиАй Групп» дела обстоят проще. Компания работает с 1994 г., однако занимается поставкой компьютерных систем для финансовых учреждений. Добиться контракта с банком «Санкт-Петербург» компании удалось после прихода туда в 2001 г. Сергея Матвиенко, который курировал вопрос модернизации IT-технологий банка в качестве советника председателя правления. Сейчас среди клиентов компании крупнейшие банки -- Русский Банк Развития, банк «Русский Стандарт», Международный банк СПб, АКИ-банк. А в 2008 г. компания начала заниматься навигационным оборудованием.
«Наше преимущество перед другими игроками рынка в том, что все наше оборудование разработано и производится в Петербурге. Мы можем легко доработать его под новые требования», -- говорит директор по маркетингу ООО «СиЭсБиАй Групп» Николай Подстрелов. По его словам, такие крупные игроки рынка, как «М2М Телематика» и «Русские навигационные технологии» (РНТ), импортируют оборудование из-за границы, поэтому им не так просто подстроиться под требования госзаказа. «Это наше основное конкурентное преимущество на городских аукционах, мы не будем его раскрывать», -- заявил Николай Подстрелов. При этом назвать стоимость оборудования одного автобуса системой компании он отказался.
В компаниях «М2М Телематика» и РНТ сообщили, что используют в своем оборудовании лишь единицы импортных комплектующих, которые не производят в России. Владислав Немов, представитель компании «М2М Телематика», заявил, что компания пока не планирует принимать участие в городских тендерах, однако регулярно участвует в аналогичных конкурсах в других регионах России.
В ООО «Антор Бизнес Решения» рассказали, что работают с частными компаниями. «Мы пробовали получать госзаказы, но эта ниша уже занята другими компаниями», -- заявил Георгий Семонян, руководитель партнерского направления компании.
ГЛОНАСС против GPS
Директива по оборудованию общественного транспорта отечественными системами мониторинга была дана сверху. Согласно приказу Минтранса от 20 апреля 2010 г., весь общественный транспорт и автомобили для перевозки опасных грузов должны быть оборудованы навигаторами ГЛОНАСС. Приказ вступает в силу сегодня. За счет установки навигаторов системы ГЛОНАСС чиновники пытаются убить сразу двух зайцев: продвинуть отечественную спутниковую систему и показать, что государство повышает безопасность общественного транспорта. Это играет на руку бизнесу -- ежегодно рынок производителей навигационных систем растет на 30%.
Рынок систем ГЛОНАСС СПб
Оборот рынка в 2009 году оценивается более чем в 100 млн рублей.
Основные игроки рынка: «Антор», «РНТ», «М2М Телематика».
Источник: по данным компаний
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты