ГЛОНАСС для избранных: кто на самом деле зарабатывает на этой системе

Смольный решил оборудовать большую часть транспорта в Петербурге навигаторами ГЛОНАСС. Среди компаний, выигравших тендеры на поставку, фирма, зарегистрированная в день размещения госзаказа. Есть и другие интересные совпадения.

11 мая в Петербурге состоится аукцион на закупку систем мониторинга общественного транспорта почти на 84 млн рублей. В 2009 году сумма госзаказа на навигационные системы ГЛОНАСС составила почти 100 млн рублей (оборудованы городские автобусы, машины ГУВД, службы судебных приставов и даже городская станция по борьбе с болезнями животных).
Но крупным игрокам рынка обычно не удается поучаствовать в этих тендерах, объявленных Смольным: техническому заданию соответствует оборудование лишь некоторых производителей.
"В России в большинстве государственных тендеров (на приобретение оборудования ГЛОНАСС. — Ред.) заранее определен победитель, — говорит участник российского рынка систем мониторинга на условиях анонимности. — Из–за "откатов" зачастую государство приобретает оборудование на 20–30% дороже, чем оно могло бы быть".
Интересно, что средняя стоимость комплекта оборудования на один автобус по госзаказу — 50–60 тыс. рублей, а средняя стоимость аналогичного оборудования на рынке, как заверяют продавцы, не превышает 30 тыс. рублей.
Директор городского учреждения "Организатор перевозок" Владимир Михайлов объяснил это тем, что на петербургские автобусы устанавливается уникальная система мониторинга, аналогов которой нет в России. Она позволяет анализировать поступающую информацию об автобусе и на ее основании рассчитывать сумму компенсации затрат перевозчика из городского бюджета.
Владимир Михайлов Владимир Михайлов
"Победит сильнейший: тот, кто предложит наилучшие условия и наилучшую цену. Никакой ангажированности не допускается", — заявил Владимир Михайлов.
Победителями крупнейших конкурсов прошлого года стали три компании: ООО "СиЭсБиАй Групп", ООО "Автотехпрайд" и ООО "КАР". К тому же эти компании чаще всего числятся среди участников городских тендеров. По данным ЕГРЮЛ, ООО "КАР" зарегистрировано 5 октября 2009 года.
Именно в этот день на сайте госзаказа была опубликована информация об аукционе, в котором участвовала компания. В итоге 28 октября только что созданная фирма получает госзаказ на 22,6 млн рублей. В самой компании подтвердили, что вышли на рынок в 2009 году и участвовали в аукционе, но от дальнейших комментариев отказались.
Связаться с ООО "Автотехпрайд" не удалось. По телефону, указанному в официальной документации, ответили, что никакого отношения к рынку систем навигации не имеют, и отказались назвать компанию. По данным ЕГРЮЛ, ООО было создано 16 октября 2009 года. А 19 октября была опубликована информация об открытом конкурсе на 1 млн рублей. Через месяц "Автотехпрайд" был объявлен победителем конкурса почти на 1 млн рублей.
С ООО "СиЭсБиАй Групп" дела обстоят проще. Компания работает с 1994 года, однако занимается поставкой компьютерных систем для финансовых учреждений. Добиться контракта с банком "Санкт–Петербург" компании удалось после прихода туда в 2001 году Сергея Матвиенко, который курировал вопрос модернизации IT–технологий банка в качестве советника председателя правления.
Сейчас среди клиентов компании крупнейшие банки — Русский Банк Развития, банк "Русский Стандарт", Международный банк Санкт–Петербурга, АКИ–банк. А в 2008 году компания начала заниматься навигационным оборудованием.
"Наше преимущество перед другими игроками рынка в том, что все наше оборудование разработано и производится в Петербурге. Мы можем легко доработать его под новые требования", — говорит директор по маркетингу ООО "СиЭсБиАй Групп" Николай Подстрелов.
Директива по оборудованию общественного транспорта отечественными системами мониторинга была дана сверху. Согласно приказу Минтранса от 20 апреля 2010 года, весь общественный транспорт и автомобили для перевозки опасных грузов должны быть оборудованы навигаторами ГЛОНАСС. Приказ вступает в силу 4 мая 2010 года.
Если город оснащает автобусы за счет бюджета, то частные перевозчики должны будут купить системы мониторинга за свой счет. К примеру, ЗАО "ПТК" (700 автобусов) это обойдется в 35 млн рублей. По словам генерального директора компании Андрея Михеева, система нужна в первую очередь комитету по транспорту, чтобы контролировать перевозчиков и штрафовать их за невыполненный объем работ.
"Мне трудно найти ту выгоду для компании, которая позволит оправдать такие колоссальные затраты", — говорит он.
В комитете по транспорту не стали комментировать ни вопрос установки систем мониторинга, ни госзаказ на них.