Автопром в России деградирует за пять лет

Автор фото: Итар-Тасс
1972 год. Испытания вездеходов УАЗ-469 Ульяновского автомобильного завода

Чиновники министерства промышленности и торговли придумали, как спасти отечественный автопром. Нужно всего 584 миллиарда рублей, иначе за 5 лет автопром деградирует.

Власти России, несмотря на 25% падение авторынка в стране по
итогам первого квартала 2010 года, полагают, что объем продаж новых легковых
автомобилей за год может составить 1,8 млн штук, что на 29% больше
уровня 2009 года.
Минпромторг пошел дальше и предложил план удвоения объемов
выпуска за 10 лет. Для этого надо потратить 584 млрд рублей.
Такой прогноз содержится в стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2020 года, опубликованной на сайте
Минпромторга. Согласно этому документу отечественный автопром должен вложить в
индустрию 584 млрд рублей за 10 лет. После этого доля обеспеченности населения
автомобилями в стране вырастет на 60% до 363 машин на 1 тыс жителей.
"Ситуацию в российской автомобильной промышленности в
последние несколько лет можно охарактеризовать как неоднозначную", - такими
словами начинается текст опубликованной стратегии.
Перечисляя основные проблемы отечественной автоотрасли,
авторы стратегии выделяют следующие: слабый продуктовый набор и недостаточные
инвестиции в развитие, отсутствие современной отрасли производства автомобильных
компонентов, низкая производительность труда и значительная численность занятых
в отрасли, отсутствие особой политики стимулирования НИОКР.
"При сохранении текущих тенденций... отечественное
автомобилестроение может полностью деградировать через 3-5 лет", - полагают в
Минпромторге.
Власти признали, что меры по привлечению в страну
иностранных производителей с их сборочными производствами в обмен на налоговые и
таможенные льготы себя не оправдали.
"Приход ведущих иностранных автопроизводителей, ввиду малого
объема требуемых по законодательству минимальных производственных мощностей (25
тыс. автомобилей в год), не сформировал предпосылок для создания экономически
оправданных современных производств автокомпонентной отрасли", - говорится в
документе.
В качестве приоритетного варианта развития отрасли эксперты
министерства избрали сценарий, названный "Партнерство". Он предполагает
обеспечение около 80% потребительского спроса за счет внутреннего производства и
незначительный объем экспорта (не более 8% от общего объема производства),
преимущественно на рынки СНГ.
Предполагается, что внутреннее производство будет разделено
примерно в равных долях между российскими - 52% (1,65 млн. шт.) и иностранными
локализованными производителями - 48% (1,5 млн. шт.). Предполагается также, что
на российском рынке будет два крупных российских производителя (в партнерстве с
иностранными) и 4-5 крупных локализованных иностранных производителя. Реализацию
сценария планируется проводить без дополнительного повышения таможенных
пошлин.
В итоге планируется, что по итогам 2011 года в РФ будет
продано 2 млн штук новых легковых автомобилей, в 2015 - 3,4 млн штук.
Продажи легкового коммерческого транспорта в 2010 году по
сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырастут на 8% - до 107 тыс.
штук. По прогнозам министерства, в 2011 году продажи составят 126 тыс., в 2015 -
257 тыс. штук.
Объем продаж грузовых автомобилей по итогам 2010 году
вырастет на 13%, до 63 тыс. единиц. Прогноз на 2011 год - 88 тыс. штук, 2015 -
161 тыс.
Продажи автобусов в 2010 году составят 11 тыс. единиц
(уровень 2009 года), в 2011 - 13,6 тыс. единиц, в 2015 - 21,1 тыс.
единиц.