Дефицит специалистов со средним профессиональным образованием в строительной отрасли Петербурга составляет 94%.
В регионе не хватает образовательных учреждений, которые
готовили бы квалифицированных специалистов среднего звена, востребованных на
рынке. Однако еще 10–15 лет назад ситуация с нехваткой профессиональных
строителей была значительно хуже, чем сейчас, пишет "Строительный еженедельник".
По
мнению президента холдинга "Эталон–ЛенСпецСМУ" Дмитрия Заренкова, сегодня
число в ысококвалифицированных специалистов на рынке труда Петербурга
растет. "Мы особенно ощутили это после кризиса, когда в бизнес начали активно
приходить молодые, энергичные, грамотные специалисты", — говорит Заренков.
Речь идет прежде всего о специалистах среднего звена, то есть экономистах,
проект–менеджерах, сметчиках, прорабах и так далее. Однако хороших специалистов
по–прежнему не так много, об этом свидетельствуют ставки оклада: в среднем по
городу это $2–3 тыс. для специалиста среднего звена.
По словам председателя президиума Северо–Западного
регионального отделения Российской академии архитектуры и строительных наук Юрия
Панибратова, в Петербурге работает около 40 профессиональных образовательных
учреждений, которые готовят около 1200 специалистов в год. "Этого очень мало,
поскольку в условиях экономического застоя стройкам Петербурга нужно около 20
тыс. квалифицированных специалистов", — рассуждает он. Кроме того, среди
имеющихся 1200 специалистов не представлено целого ряда профессий: к примеру,
кровельщиков, каменщиков, плотников и т.д.
Эксперты объясняют сложившееся положение
дел отсутствием мастеров–наставников и плохой демографической
ситуацией. В Петербурге количество выпускников школ и средних
профессиональных образовательных учреждений составляет 70% от количества
бюджетных мест в вузах. Для привлечения и воспитания специалистов из соседних
регионов России нет инфраструктуры, разрушена система общежитий, существовавшая
в советские годы. В результате вместо того, чтобы вкладывать в своих граждан,
представители строительной отрасли приглашают трудовых мигрантов из стран
СНГ.
Переломить сложившуюся ситуацию можно за счет более
активного участия бизнеса в образовательном процессе, как это,
например, сделали в Финляндии. Один из руководителей Союза строительной
промышленности Финляндии Тапио Кари рассказал, что с середины 1990–х годов
финские предприятия и образовательные учреждения стали работать в тесной связке.
Это начало происходить после того, как в 1994 году власти легитимизировали
демонстрационные экзамены выпускников технических училищ на рабочем месте.
Студентам училищ предлагается очень короткий курс теории, в основном идет
практика у потенциального работодателя. Преподавателями зачастую выступают сами
строители, в том числе руководящий состав.
Участие петербургского бизнеса в разработке учебных планов
технических училищ, практика в современных цехах дала бы существенный импульс
для современной подготовки квалифицированных кадров. Эксперты сходятся во
мнении, что выдумывать в этом деле свой особый путь россиянам не
стоит.