Строить некому

Автор фото: ЛенСпецСМУ
Дмитрий Заренков

Дефицит специалистов со средним профессиональным образованием в строительной отрасли Петербурга составляет 94%.

В регионе не хватает образовательных учреждений, которые готовили бы квалифицированных специалистов среднего звена, востребованных на рынке. Однако еще 10–15 лет назад ситуация с нехваткой профессиональных строителей была значительно хуже, чем сейчас, пишет "Строительный еженедельник".
Дмитрий ЗаренковПо мнению президента холдинга "Эталон–ЛенСпецСМУ" Дмитрия Заренкова, сегодня число вДмитрий Заренковысококвалифицированных специалистов на рынке труда Петербурга растет. "Мы особенно ощутили это после кризиса, когда в бизнес начали активно приходить молодые, энергичные, грамотные специалисты", — говорит Заренков. Речь идет прежде всего о специалистах среднего звена, то есть экономистах, проект–менеджерах, сметчиках, прорабах и так далее. Однако хороших специалистов по–прежнему не так много, об этом свидетельствуют ставки оклада: в среднем по городу это $2–3 тыс. для специалиста среднего звена.
По словам председателя президиума Северо–Западного регионального отделения Российской академии архитектуры и строительных наук Юрия Панибратова, в Петербурге работает около 40 профессиональных образовательных учреждений, которые готовят около 1200 специалистов в год. "Этого очень мало, поскольку в условиях экономического застоя стройкам Петербурга нужно около 20 тыс. квалифицированных специалистов", — рассуждает он. Кроме того, среди имеющихся 1200 специалистов не представлено целого ряда профессий: к примеру, кровельщиков, каменщиков, плотников и т.д.
Эксперты объясняют сложившееся положение дел отсутствием мастеров–наставников и плохой демографической ситуацией. В Петербурге количество выпускников школ и средних профессиональных образовательных учреждений составляет 70% от количества бюджетных мест в вузах. Для привлечения и воспитания специалистов из соседних регионов России нет инфраструктуры, разрушена система общежитий, существовавшая в советские годы. В результате вместо того, чтобы вкладывать в своих граждан, представители строительной отрасли приглашают трудовых мигрантов из стран СНГ.
Переломить сложившуюся ситуацию можно за счет более активного участия бизнеса в образовательном процессе, как это, например, сделали в Финляндии. Один из руководителей Союза строительной промышленности Финляндии Тапио Кари рассказал, что с середины 1990–х годов финские предприятия и образовательные учреждения стали работать в тесной связке. Это начало происходить после того, как в 1994 году власти легитимизировали демонстрационные экзамены выпускников технических училищ на рабочем месте. Студентам училищ предлагается очень короткий курс теории, в основном идет практика у потенциального работодателя. Преподавателями зачастую выступают сами строители, в том числе руководящий состав.
Участие петербургского бизнеса в разработке учебных планов технических училищ, практика в современных цехах дала бы существенный импульс для современной подготовки квалифицированных кадров. Эксперты сходятся во мнении, что выдумывать в этом деле свой особый путь россиянам не стоит.