Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра.
Вот уже более года многие российские бизнесмены и менеджеры
живут и работают так, как будто приняли эту давнишнюю шутку как прямое
руководство к действию. А вернее сказать — к бездействию. Если ничего не
делать, то и ошибок не совершишь. Авось само как–нибудь рассосется.
Еще год назад такой подход к делу был понятен и даже где–то
оправдан. Прерванное осенью 2008 года многолетнее экономическое ралли сменилось
шоковым сокращением рынков, кредита, инвестиц
ий, доходов, покупательной способности
национальной валюты. Это потребовало быстрой реакции: сокращение персонала и
заработной платы, оптимизация складских и офисных площадей, пересмотр условий
сотрудничества с контрагентами. Все это было сделано к лету 2009–го.
А тут и острая фаза кризиса завершилась. Появилась надежда
на восстановление рынков. Пускай и не такое быстрое, как в докризисную
двухлетку. Но вот что примечательно: очень многие, кому вроде бы "по должности"
положено принимать управленческие решения, от этих решений стали воздерживаться.
Надеясь, по–видимому, что восстановление и дальнейший рост произойдут сами
собой, без их активного участия. Так не бывает.
Данные по макроэкономическим показателям за I квартал
текущего года свидетельствуют о том, что достигнуто неустойчивое равновесие.
Спад прекратился. Об этом можно говорить уже достаточно уверенно.
Но и роста нет. Мы не говорим сейчас об отдельных
предприятиях и даже отраслях, которые могут испытывать более сильные колебания,
связанные с конъюнктурой мирового рынка, сезонностью и прочими факторами. А об
экономике в целом. Это неустойчивое равновесие в любой момент (квартал) может
смениться либо новым витком сокращения деловой активности (не таким сильным как
в первом полугодии 2009 года, но все же очень болезненным), либо
вожделенным переходом к устойчивому росту. Пускай не на 7–10% как в 2001–2007
гг., а на 3–5% в годовом выражении.
Но для этого нужны соответствующие решения, основанные на
новых идеях роста. А вот с этим как раз проблемы. Идей "оптимизации" —
навалом. Идей роста — дефицит.
Одной из причин такого прискорбного положения дел, на мой
взгляд, является то, что первыми и жестче всего под "оптимизацию" попали
мероприятия, которые как раз призваны содействовать генерации и распространению
идей развития: бизнес–конгрессы, конференции, семинары и прочие краткосрочные
формы бизнес-– образования.
Как известно, выход из безвыходного положения находится там
же, где и вход. Может, пора выйти из ступора и хотя бы начать общаться с
"братьями по несчастью"? А там, глядишь, и идеи развития начнут
появляться.
Игорь Березин,
президент Гильдии маркетологов, партнер консалтинговой компании Semperia M&S, советник президента исследовательского холдинга Romir
президент Гильдии маркетологов, партнер консалтинговой компании Semperia M&S, советник президента исследовательского холдинга Romir