Растущий пивной рынок России ранее приносил иностранным компаниям хорошую прибыль. Но в I квартале 2010 года выручка Heineken в России упала — в основном из–за роста акцизов.
Выручка голландского пивоваренного концерна Heineken в I квартале 2010
года снизилась на 3,5%, до 2,94 млрд евро, по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года. Одна из основных причин падения — ситуация в России, где с 1
января 2010 года акцизы на пиво увеличились в 3 раза, отмечается в официальном
отчете Heineken. В России концерн владеет 10 заводами, самый крупный из
них — "Пивоварня Хайнекен" в Петербурге.
За первые 3 месяца года в Центральной и Восточной Европе
Heineken отгрузил на 13% меньше пива, чем за тот же период 2009–го. Без учета
России в регионе продажи упали всего на 1,3%.
Другие пивоваренные компании, в частности "Балтика" (принадлежит
датскому Carlsberg), еще не опубликовали свои итоги по I кварталу. Результаты
Heineken, по мнению Татьяны Бобровской, аналитика "БрокерКредитСервиса" (БКС),
были ожидаемыми: "Пивовары предупреждали, что I квартал будет самым тяжелым для
них, однако дальше ситуация должна стабилизироваться". По прогнозу БКС, падение
объема рынка пива в России в 2010 году составит 10–12%.
Вадим Дробиз, руководитель Центра исследований федерального
и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА), утверждает, что падение объема рынка
пива в этом году может составить менее 10%, а в следующем году эта отрасль
вообще способна восстановиться: "Многое зависит от законодательных инициатив.
Если пиво приравняют к алкоголю, падение рынка, конечно, будет
существенным".
Читайте также:
Heineken не согласен с решением Трудовой инспекции
Общий объем продаж пива в России в январе–феврале 2010 года
в натуральном выражении, по данным Росстата, вырос на 3,4%. При этом цена на
дешевое пиво в этом году выросла примерно на 30%: в прошлом году минимальная
цена бутылки пива составляла 18 рублей, в этом — 24 рубля. Наиболее заметно
цены выросли именно в экономсегменте, так как в розничной стоимости дорогого
пива акциз занимает небольшой процент.
В прошлом году пивовары заявляли, что из-за повышения
акцизов на пиво в стране вырастет потребление крепкого алкоголя. Пока этого не
произошло: продажи водки за первые 2 месяца 2010 года в России упали на 9,2%.
Вадим Дробиз считает, что пиво водкой в России никогда замещать не будут.
Татьяна Бобровская допускает, что часть потребителей в течение года все-таки
перейдет на крепкий алкоголь.