Взгляд в лицо власти

СПб. Два голландца, фотограф Ян Баннинг и публицист Вил Тиннеманс, объездили полмира, снимая чиновников. Результат можно увидеть на выставке «Бюрократы» в лофт-проекте «Этажи».

Название Bureaucratics точнее можно перевести как «Бюрократическое», потому что авторы увидели в бюрократах еще и человеческое, увидели людей. В самом деле, разве недостоин сочувствия участковый из Сибири -- в своей функции часть исполнительной власти, а в реальности человек, который получает примерно столько же, сколько его коллега в Йемене или Боливии, и у которого нет даже машины, чтобы объезжать территорию в сотни квадратных километров? И что можно сказать о государстве, которое он представляет? Победитель World Press Photo -- 2004 в номинации «Портрет» Ян Баннинг рассказал «ДП» о том, зачем он снимал бюрократов.
В какой стране вы чувствовали себя перед бюрократами наиболее комфортно? И где бюрократы самые неприступные?
-- Труднее всего было работать в Китае, скажем так. Потому что китайские чиновники были так одержимы тем образом, какой будет создан Китаю на Западе, что старались контролировать все наши движения. В результате образ как раз получился самым плохим, потому что зрителю передается ощущение того, что тебе не дают увидеть вещи такими, какие они есть. В большинстве других стран все проходило мило. Была пара случаев, когда люди просто отказывались фотографироваться, но это как раз можно понять.
Когда вы идете к бюрократам как простой гражданин, потому что вам нужно разрешение или справка, вы подходите к ним как к функционерам. Мы же подходили к ним совсем по другой причине -- потому что хотели рассказать о них. Мы разговаривали с ними, например, о семье, о том, пойдут ли дети по их стопам. Я думаю, это заставало их врасплох и побуждало реагировать более человечным образом.
В голландском искусстве очень сильна традиция социальной критики. Вы соотносите себя с этой традицией?
-- Начать с того, что перед тем, как профессионально заняться фотографией, я изучал историю. Именно от изучения истории идет моя близость к социально-критичной фотографии. Я начал как фотожурналист, снимая разного рода жертв, занимался таким жанром, как репортаж. Потом я стал использовать журналистику иначе, на грани между журналистикой и искусством. Наш проект в своей основе -- о политике. Героев наших фотографий объединяет то, что они управляют: они часть не законодательной, не судебной, а именно исполнительной ветви власти. Мы, люди, вверяем им власть. Конечно, мы голосуем каждые несколько лет, но что касается остального, то мы часто находимся в конфронтации с государственной властью. Это политическая сторона темы, но я хотел подойти к ней с игровой стороны. Тема сама по себе серьезная, но представлена она немного иронично.
Большая часть фотографий снята в развивающихся странах?
-- Нет, это не так. Здесь есть и Франция, и США.
В развивающихся странах вы заметили больше абсурда во взаимоотношении между людьми и властью, чем в развитых странах?
-- Я не хотел делать фотосессии о развивающихся странах, хотел избежать высокомерия, заносчивости, свойственных порой людям с Запада, когда они говорят: вот, посмотрите, что делают эти идиоты в Африке или еще где-то. Не этого я хотел. Я фотографировал бюрократов стилистически одинаково, старался встать прямо перед столом, даже если пространство было ограничено. Я старался дать им всем одинаковые шансы.
Идея была в том, чтобы посмотреть на бюрократов по всему миру. Так что проект объемлет все континенты, кроме Австралии. При выборе страны мы шли не от легкого визуального критерия, не от того, откуда можно получить самые шокирующие картинки. В этом случае, если говорить о Европе, нужно было ехать куда-нибудь в Албанию или Молдову.
Какую роль играют политика и искусство в World Press Photo?
-- Все очень сильно зависит от выбора жюри, поэтому самая главная задача -- это сбалансировать жюри. В жюри включаются люди не только из Западной Европы и США, но и из развивающихся стран. Нужно соблюсти баланс между мужчинами и женщинами, между фоторедакторами, кураторами и так далее, и это очень трудно. Но раз вы выбрали жюри, с этого момента нужно предоставить решение им. Я бы не сказал, что есть ясно выраженная политическая повестка дня у World Press Photo как такового.
В ходе проекта вы почувствовали симпатию к чиновникам?
-- Я начал с того, что совсем не любил бюрократию, я ее до сих пор не люблю, но многие чиновники принимали меня хорошо. Нужно различать систему как таковую и людей, которые в ней заняты. Да, они делают жизнь для нас, граждан, тяжелее, но порой я чувствовал, что их собственная жизнь так трудна и так несправедлива…
Фотограф Ян Баннинг
Профессиональный фотограф около 20 лет.
Лучший голландский фотограф 2008 года, победитель World Press Photo -- 2004 в номинации «Портрет».
51 портрет чиновников в интерьере их кабинетов выставлен в лофт-проекте «Этажи». Авторы объехали Боливию, Китай, Францию, Индию, Йемен, Либерию, Россию и США.