Тест на пригодность

Вчера исландский вулкан с труднопроизносимым названием Эйяфьятлайокудль всем застрявшим в аэропортах пассажирам подал сигнал надежды: вроде бы лавинообразное шоу с тоннами пепла скоро может закончиться.

Однако для глав государств принимаемые меры по транспортировке домой своих сограждан, коих в аэропортах скопились сотни тысяч, станут своего рода проверкой на профпригодность. Заявления российских лидеров по этому вопросу не уступают в разумности обещаниям западных коллег. Однако российская вертикаль, похоже, слишком высока: на местах верховную власть не слышат.
Премьер-министр РФ Владимир Путин в воскресенье пообещал, что россиян, заблокированных вулканом в Европе, доставят до российских городов по земле: автобусами, а если потребуется, то и поездами. Почти одновременно с заявлением Путина британские власти объявили о готовности эвакуировать своих граждан на родину военными самолетами, паромными и военными кораблями. С похожими заявлениями выступили власти Германии. Почему-то больше поверилось британцам и немцам. Первым сигналом о том, что верится в правильном направлении, стала информация об авиакомпаниях «Аэрофлот» и «Люфтганза», которые приняли решение собственными силами организовать автобусы для своих пассажиров. Немцы -- абсолютно бесплатно, почти государственная авиакомпания «Аэрофлот», как пишут в блогах, за совсем не символическую плату: в среднем 160 евро. Почему-то вспоминается, как в день недавних московских терактов то ли таксисты, то ли бомбилы поднимали тарифы в разы.
Россияне, застрявшие в аэропортах, не дожидаясь и, похоже, не надеясь на помощь государства, оставляют в Интернете -- на тематических форумах, в социальных сетях, блогах -- тысячи вопросов, которые, если резюмировать, сводятся примерно к одному: помогите выбраться. Почему на главных страницах сайтов наших посольств в «нелетающих» городах нет памяток для пострадавших от вулкана граждан, почему не организована горячая круглосуточная телефонная линия и где, в конце концов, остановка обещанного Путиным автобуса -- вопросы во многом риторические. Вероятно, без визита начальства ответы на них будет не получить.