Сегодня якорные арендаторы в ТРК чувствуют себя лучше, чем все остальные. С начала кризиса арендные ставки для них упали на 20-30%. Если раньше арендная ставка за площадь порядка 2 тыс. кв.м была в среднем 1 тыс. руб. за метр в месяц, то теперь - 800 руб.
"Как правило, с «якорями» подписываются долгосрочные договоры
на 10 лет с индексацией арендной ставки каждый год. Сейчас, в
период кризиса, они себя неплохо чувствуют, и не находятся
в таком тяжелом положении как fashion галерея", - говорит Екатерина Немирова,
руководитель отдела торговых центров Praktis CB.
Собственники ТРК опасаются, прежде всего, бегства
"якорей" и готовы идти им на уступки. "Невозможно вывести единую
динамику. В каждом конкретном случае появились индивидуальные
условия,Maris Properties in association
with CB Richard Ellis.
вместо фиксированной ставки – процент с оборота, где-то ставка
разбивалась на постоянную и процент с оборота. В более успешных ТРЦ в
самый сложный период давался дисконт в 15-20%, либо не давался вообще",
- рассказывает Татьяна Зайцева, консультант торгового отдела в компании
Фитнес вместо отпуска
В период кризиса заметно снизилось развитие таких "якорей"
как кинотеатры и операторы развлечений,
несмотря на изначально низкие арендные ставки (не больше 550-600 руб. за
м2 в мес.). Операторы бытовой и компьютерной техники ведут себя не
менее осторожно, так как спрос на их товары заметно снизился. Эти компании
развивают интернет-магазины – таким способом они могут сэкономить на аренде
помещений и заработной плате персоналу.
"Связано это было, прежде всего, с тем, что люди стали меньше выезжать в отпуск заграницу и стали заменять отдых на занятия спортом, плавание в бассейне, загар в солярии, - объясняет Екатерина Немирова. - Ротация происходит крайне редко, так как открытие фитнес-клуба, особенно с бассейном, требует колоссальных денежных вложений от владельца фитнес-центра". Договор аренды с такой компанией подписывается на срок не менее 5-7 лет.
За последний год значительно расширила свое присутствие в
городе компания "ФитнесХаус", забирая
малопригодные для других арендаторов площади, но удачно подходящие именно для
этого сегмента. "OLYMPIC" вышел в
центр города на ул. Марата в "Николаевский Пассаж", сеть "Fit Fashion" заняла часть здания на Казанской
ул. вместо галереи "Vanity". О своих планах на развитие заявляют и другие
операторы на рынке.
Продовольственные сети также не дремлют, занимая торговые
площади своих бывших конкурентов. "Как мы видим из годовых отчетов
крупных продуктовых ритейлеров, многие из них закончили год с
существенным ростом прибыли, и в период выхода одного продуктового
оператора из ТРЦ он достаточно быстро сменялся другим, не менее известным и
удачным арендатором", - отмечает Татьяна Зайцева. К примеру, гипермаркет
"О‘Кей" заменил "Наш
Гипермаркет" в ТРЦ "Гранд Каньон", а "Карусель" арендовала
помещения "Мосмарта" в
ТРЦ "Июнь".