Зонная система оплаты проезда в петербургском метро может заработать уже в конце этого года. По крайней мере к такому сроку метрополитен заказал создание и испытание соответствующей электронной системы.
"Петербургский
метрополитен" объявил конкурс на разработку проекта Автоматизированной
системы контроля оплаты проезда в метрополитене с дифференцированной зонной
оплатой (АСКОПМ 5). Лимит финансирования заказа составляет 30,51 млн рублей и
35копеек.
Речь идет о системе, позволяющей метрополитену взимать
деньги с пассажиров в зависимости от расстояния, которое они проехали.
Предполагается, пассажиры будут прикладывать свои проездные к считывающим
устройствам дважды: во время входа и во время выхода. Таким образом, система
сможет посчитать, сколько зон проехал пассажир.
Эта идея обсуждалась давно. В 2008 году метрополитен заказал
разработку проекта зонирования, а глава метрополитена Владимир Гарюгин заявил,
что новая система оплаты может быть введена в конце 2010 года.
Этот срок может оказаться вполне реальным. Согласно условиям
конкурса, итоги которого подведут 15 апреля, к 30 июня победитель должен будет
подготовить описание программного обеспечения, организационной структуры и
комплекса технических средств АСКОПМ 5. А к 30 ноября уже должна быть готова
рабочая документация. Мало того – к этому же сроку систему необходимо
протестировать на одной из станций.
"Это весьма сжатые сроки, если нет задела у кого-нибудь или
кто-то не занимался этим раньше", - говорит коммерческий директор ООО "Равелин"
(поставщик турникетов) Александр Ушаков.
Как минимум одна компания имеет опыт работы по разработке
системы дифференцированной оплаты. Это ЗАО "Элси" – давний партнер и подрядчик
петербургского метрополитена. Именно эта компания разрабатывала техническое
задание для участников нынешнего конкурса. Причем, других претендентов на эту
работу (а метрополитен объявлял на нее запрос котировок) не нашлось.
"Элси" имеет опыт создания автоматизированных систем для
разных видов транспорта и систем электронных платежей. Именно она в 2003 году
переводила петербургское метро на бесконтактные смарт-карты. В пятницу вечером
телефоны "Элси" не отвечали.
Практика оплаты проезда в метро по зонам существует во
многих городах, в их числе Париж и Барселона. Обсуждается эта тема и в Москве.
Но недавно начальник столичной подземки Дмитрий Гаев заявил, что Москва перейдет
на такую систему только после создания третьего пересадочного контура. Иначе, по
его словам, пассажирам придется переплачивать, заезжая в центр, чтобы пересесть
на другую ветку и попасть на станцию в соседнем районе.