Петербургские дороги - место, где легко потерять права

Автор фото: "ДП"

Петербургские дороги сродни лабиринту - автомобилисты насчитывают не менее сотни мест, в которых откуда ни возьмись возникают сотрудники ГИБДД и сообщают о совершенном административном правонарушении.

Общими усилиями автовладельцы создают карту проблемных для
себя мест (соответственно, "хлебных" точек для сотрудников
Госавтоинспекции).
Это безобидные с виду участки дороги, на которых, по
наблюдениям автомобилистов, откуда ни возьмись возникают сотрудники ГИБДД и
сообщают о совершенном административном правонарушении. Так, может оказаться,
что водитель выехал на встречную полосу на участке дороги, где нет разметки и
знаков движения по полосам (см. фото).
Если суммировать информацию, размещенную на форумах и в
социальных сетях, наберется не меньше сотни таких проблемных мест. Руководство
ГИБДД не спешит реагировать на сигналы "снизу".
В ноябре 2009 года генеральному директору Общества
содействия автомобилистам Владимиру Быстрову пожаловались сразу несколько
водителей на знак, установленный около продуктового рынка на Балканской улице.
Юрист 6 ноября отослал официальный запрос в ГИБДД. Получил 22 декабря ответ, что
знак находится на внутриквартальной территории рынка и за его установку отвечают
владельцы территории. На момент публикации статьи он все еще находился "на
месте".
"Если смотреть с точки зрения ГОСТов и СНИПов, у нас
85 - 90 % знаков установлены с нарушениями. Как только выставляется знак
временного ограничения, место тут же становится прикормленным", - говорит Кирилл
Анатольевич, юрист, называющий себя общественным (он просил не указывать его
фамилию, чтобы избежать вала обращений за помощью).
По оценке автоюристов, "засады" - один из самых верных
источников теневого дохода для сотрудников ГИБДД. Социологи считают, что они
двукратно превышают официальный бюджет ведомства. "Подушевой" доход гаишника
может составлять от 3 тыс. до 150 тыс. рублей в день.
Лейсан Халиуллина, аспирант Европейского университета в
Санкт-Петербурге, проводила "качественное" исследование теневых доходов ГИБДД
методом включенного наблюдения.
"Когда я "дежурила" вместе с гаишником на удачном месте (где
недавно поставили знак), нам предлагали примерно полторы тысячи в час, 500-
рублевками. Естественно, поскольку рядом была я, он их не брал. Доход в большой
степени зависит от того, где стоит конкретный гаишник, "хорошие" места,
насколько я знаю, распределяются сверху. Доход от стояния, напротив,
распределяется снизу", - говорит Лейсан Халиуллина.
Сотрудники ГИБДД, опрошенные Лейсан, отмечают, что недавние
увеличения сумм штрафов за нарушение правил привели не к тому, что водители
стали дисциплинированнее, а к тому, что размер взяток стал больше.
"Но нельзя рассуждать обо всех правилах сразу. Есть "особо
важные" правила, относительно важные, неважные и т.п. Опять же ранжирование
осуществляется наверху. Если дано указание жестоко карать за красный свет или за
ремни, так и будет. Это плановая политика, дежурный ГИБДД в курсе: 10 проездов
на красный свет в день". Так что это зависит не только от дороговизны нарушения,
но и от полученной инструкции. Хотя конечно же "в свободное от работы время" (то
есть когда не горит план) гаишники всегда выискивают нарушение подороже. Потому
что и взятка тогда будет посолиднее", - говорит Лейсан Халиуллина.
"Размер взятки гаишнику - это своего рода дорожный налог на
имущество. Он определяется не тяжестью самого нарушения, а способностью
автовладельца заплатить", - вторит Владимир Быстров.
Вот нечто вроде стандартного прайс-листа: от 50 тыс. -
пьянство за рулем, либо от года до полутора лет или от полутора до 2 лет. На
месте поймали за пересечение двойной сплошной - от 4 тыс. до 8 тыс. рублей, если
дело попало в отдел ГИБДД - от 15 тыс. и больше.
Пресс-секретарь Управления ГИБДД по Петербургу и Ленобласти
Татьяна Зыбина категорически не согласна с такими суждениями.
"Если вы думаете, что сотрудник ГИБДД - это человек, у
которого ведро краски в машине и мешок знаков, то вы ошибаетесь, - говорит она.
- Каждый случай индивидуальный. Пытаясь избежать ответственности за нарушение
ПДД, участники дорожного движения обвиняют сотрудников Госавтоинспекции в
предвзятости и создают негативное общественное мнение. В каждом случае нужно
разбираться отдельно.
Сотрудники ГИБДД не лишают водителей прав на вождение
автотранспортного средства. Такие полномочия есть только у суда. Если судья
усматривает нарушение правил, создавшее угрозу для участников движения,
принимает такое решение. ГИБДД - это не последняя инстанция".