Взлеты и падения Тедди-бизнеса

СПб. Первый плюшевый медвежонок был представлен на выставке в Лейпциге в 1903 году, а имя получил в честь Теодора Рузвельта, президента США, отказавшегося стрелять в медведя на охоте.

Спустя почти 80 лет судьба игрушки изменилась.
В 1981 году, развлекая своего новорожденного сына, Джон Сортино нарядил плюшевого медведя в самодельные одежды и на машинке супруги пришил ему большие черные брови и усы. Получился медведь-мексиканец, которого на мексиканский манер Сортино назвал Бирчо.
И тут Сортино осенило: это же идея! Все медведи -- просто безликие игрушки и сделаны не в Штатах. А в США может быть свой собст­венный, уникальный медведь!
Заказы по телефону
В этом же году Сортино «модифицировал», нарядил и продал 50 плюшевых медведей. В 1982-м --200. Джон Сортино оставляет работу и переключается на изготовление медведей и их продажу на улице.
Чтобы лапы игрушки вращались, шарниры он делал из лотков для мороженого Ben & Jerry's. Рост шел медленно и неохотно, пока в 1987 году частный инвестор не вложил в бизнес Джона $1 млн. Джон открыл несколько торговых точек и… бездарно спустил на них почти все деньги. Нанятый директор советовал ему объявить банкротство. Но Сортино поступил неожиданно: он уехал в Нью-Йорк и на последние деньги организовал службу приема заказов по телефону и дал рекламу на радио. Это случилось как раз за 2 недели до Дня святого Валентина.
За 2 недели ему пришлось к 10 работникам нанять еще 40. Телефоны раскалились от звонков, новый, необычный, но милый подарок ко Дню всех влюбленных хотели все. Медведи доставлялись в специальных ящиках с дырочками «для дыхания», как будто это была не игрушка, а живое существо. Впрочем, Сортино искренне считал своих медведей «личностями». Продажи за 1990 год составили $1,75 млн (по сравнению с $375 тыс. за прошлый).
Британия минус
Через 2 года, в 1993-м, Сортино продал медведей на $17 млн, из них более 90% -- через телефонные заказы.
В 1993 году The Vermont Teddy Bear Co. стала публичной. Мишками Тедди начали интересоваться коллекционеры, а заводской комплекс в Вермонте стал действующим музеем, который только за 1994 год посетили 80 тыс. человек. Мишек Тедди продавали в ведущих розничных сетях, а Сортино открыл производство в Великобритании. Бессистемное расширение и полный провал на британском рынке привели к долгам в $2 млн, которые каждый месяц увеличивались на $330 тыс.
В 1998 году компания продала 195 тыс. медведей, получив $17,2 млн, а в следующем -- уже 260 тыс., превзойдя прошлый рекорд продаж 1994 года ($21,6 и $20,5 млн соответственно).
В 2005 году компания стала частной, но, по некоторым оценкам, она продает уже свыше полумиллиона своих­ мишек, генерируя оборот около $50 млн.
У власти новый президент
Пост президента в 1998 году заняла Элизабет Роберт.
Тедди стали продаваться через сеть киосков внутри розничных сетей, при покупке потребитель мог выбрать одежду и именно такого медведя, которого захотел.