«Не знаю, почему они так глупы»

О том, как авиакомпании могут зарабатывать, продавая билеты по 6 евро, и наращивать при этом обороты в кризис, рассказал директор по маркетингу Ryanair Эрик Элмсаттер.

В марте крупнейшая в мире бюджетная авиакомпания Ryanair (Ирландия) начала полеты из финского города Лаппенранты в немецкий Веце (70 км от Дюссельдорфа). Этот шаг компания называет выходом на российский рынок, так как именно в Лаппенранте расположен ближайший к России европейский аэропорт.
Будет ли когда-нибудь Ryanair летать напрямую в Россию?
-- Россия сейчас нам категорически неинтересна. Она не входит в международный договор по открытому небу (Open Skies), который позволяет летать нам в любой аэропорт без длительных согласований с госорганами, и к тому же у вас очень высокие аэропортовые сборы.
Поступали ли вам какие-то предложения от российских властей или аэропортов?
-- Нет, мы никогда не вели переговоры в России. Да нам это и не нужно.
Но ведь много россиян летает вашими самолетами. Сколько, кстати?
-- В Тампере сейчас 30% наших пассажиров из России. В Лаппенранте мы планируем, что россиян будет 70%, но я надеюсь, что их будет 90%. На борту первого самолета, который улетел 4 марта в Вице, из 160 пассажиров 90% было именно из России.
Почему вы начали летать из Лаппенранты только сейчас, а не 5 лет назад?
-- Переговоры с аэропортом -- это как секс. В первый раз обычно не получаешь удовольствие, но потом ведь все равно появляются дети. А вообще, мы были бы больше представлены в Финляндии, если бы не монополия государственной компании Finavia (управляет аэропортами. -- «ДП»).
Почему первой вы выбрали Германию?
-- Потому что немецкие парни больше всех любят смотреть на русские сиськи! На втором месте по значимости критериев было то, что это самое востребованное направление из России.
В какую еще страну вы будете летать из Лаппенранты?
-- Мы пойдем по тому же пути: найдем еще одну страну, где любят русские сиськи.
Что вы можете сказать о ваших рейсах из Каунаса (Литва)? Рассчитываете ли вы на пассажиров из России там?
-- Да, Каунас, Рига, Лаппенранта, Тампере -- это все аэропорты на границе с Россией в регионе открытого неба, с которыми мы ведем переговоры.
Планируете ли вы открывать рейсы в другие аэропорты, близкие к границе с Россией?
-- Нет-нет, перед нами не стоит задача привлекать российских пассажиров. Мы прекрасно можем развиваться в Италии или Испании -- там сейчас аэропорты сильно снижают сборы. Просто если есть аэропорты, расположенные близко к российской границе и в регионе открытого неба, которые дают хорошие цены, то почему бы и нет? Если Россия вступит в программу «Открытое небо» и у нее будут более низкие аэропортовые сборы, такие же, как в среднем по Европе, то мы можем рассмотреть вопрос и о полетах в какой-нибудь небольшой аэропорт в России.
Какие направления сегодня самые популярные?
-- Это в большей степени зависит от аэропорта, от страны. Для скандинавских стран -- Канарские острова, побережье Испании.
В прошлом году в среднем мировой рынок авиаперевозок упал на 5%. А как Ryanair переживает кризис?
-- Именно кризис позволил Ryanair стать в этом году крупнейшей авиакомпанией в мире, обогнав альянс AirFrance -- KLM. За год (с апреля по апрель) мы планируем перевезти 73 млн пассажиров. Ежедневно наши самолеты совершают 1300 рейсов. В этом году мы планируем выпустить на маршруты 48 новых самолетов. Вообще наш флот (218 самолетов Boeing 737-800) самый новый и современный. Средний возраст машин -- 2 года. За 5 лет -- с 2007-го до 2012 года -- мы планируем удвоить пассажиропоток и прибыль, а с 2012 года ожидается новый этап роста всей авиакомпании. Единственное, что препятствует постоянному росту, -- нужно платить все больше и больше дивидендов и бонусов топ-менеджерам. И если большинство авиакомпаний сейчас теряет пассажиров, то мы остаемся в плюсе!
Как вам это удается?
-- Мы снижаем наши расходы за счет уменьшения цен на топливо. Также мы летаем в дешевые аэропорты -- с низкими таксами и сборами. За счет этого мы опускаем цены на билеты. Сейчас средняя цена билета у Ryanair составляет 32 евро. Мы спросили у сотрудников вашего «Аэрофлота», какова у них средняя цена. Но они почему-то отказались предоставить нам данные. Не знаю почему.
Почему вы можете перевозить пассажиров за 32 евро, а тот же «Аэрофлот» -- нет?
-- Я не знаю, почему они так глупы, у меня нет идей на этот счет. Я знаю, почему это удается нам. Просто мы предлагаем низкие цены, увеличивая число пассажиров. А человек, который покупает билет за 32 евро у Ryanair, не будет покупать билеты за 300 евро у других авиакомпаний. Мы делаем ставку на число пассажиров.
Когда «большие» авиакомпании отвечают на такой вопрос, они говорят, что у них другая бизнес-модель?
-- Да чепуха! Возьмем для примера мобильную связь. Я могу потратить много денег и купить iPhone только в случае, если не получается купить Nokia. Я не буду платить больше за звонки, если могу выбрать оператора, у которого стоимость вызова меньше. На самом деле единственное, что людей заботит в вопросах связи, -- иметь возможность звонить и хорошо слышать друг друга. То же самое с авиаперелетами. Задача авиакомпании на самом деле -- доставить вас из одной точки в другую и сделать это настолько дешево, насколько это возможно. У вас же нет рынка. «Аэрофлот» остается монополистом на зарубежных направлениях, что позволяет ему выставлять такие цены.
Сколько стоит самый дорогой билет Ryanair?
-- Около 200 евро, я полагаю. Но его еще надо поискать.
Вы говорите про полеты в дешевые аэропорты. А насколько велика разница между сборами в аэропортах Вице или Дюссельдорфа и, к примеру, в Петербурге?
-- Она огромна.
В 2, в 3 раза?
-- Мы никогда не вели переговоры с главным аэропортом Дюссельдорфа. И не думаю, что когда-либо будем, поэтому меня не очень интересуют их тарифы.
Вы не оставляете им шанса.
-- А зачем? Три сотни аэропортов в Европе ждут наших самолетов, а они -- нет. Зачем нам идти к ним?
Какова политика европейских аэропортов по аэропортовым сборам: они снижаются?
-- В Европе цены давно уже снижены, но по-прежнему остаются и дорогие аэропорты. Я имею в виду Швецию, Финляндию, Норвегию, потому что в этих странах аэропорты принадлежат государству. Если финская Finavia вправит себе мозги, то мы увеличим число полетов из Финляндии.
Где самые дешевые аэропорты?
-- В Италии и Испании. Многие развивающиеся аэропорты вообще не берут плату с авиакомпаний, включая как государственные сборы, так и плату за наземное обслуживание.
Как же они зарабатывают?
-- На парковке, шопинге, аренде. Компании, которые там приземляются, привозят людей на их парковки, в магазины, кафе, люди платят за такси, автобусы. И прибыль получается выше, чем от обязательных сборов, при меньшем числе пассажиров.
На чем еще вы экономите и зарабатываете?
-- У нас возникла мысль ввести плату за пользование туалетами на борту. Если убрать один из двух туалетов в конце салона, туда можно поставить сиденья. А пассажиры могут пописать в аэропорту до или после рейса. Ну а уж если очень приспичит на борту, то это можно будет сделать за 1 евро.
Сейчас мы заказали разработку прототипа самолета со «стоячими» креслами. Из 80 тыс. опрошенных нами пассажиров 66% говорят, что согласны летать стоя, если это будет дешево. Думаю, разработка самолета займет около 2 лет, ведь надо, чтобы это было безопасно. Еще 3-4 года потребуется на его строительство.
Почему стоя, а не лежа?
-- Лежачие сиденья занимают больше места. Но если укладывать пассажиров одного над другим… Надо над этим подумать!
Собираетесь ли вы открыть в России представительство или хотя бы создать русскую версию сайта?
-- Нет. Зачем тратить лишние деньги, если из Лаппенранты 4 марта улетел самолет, полный русских.
Бизнес-модель по-ирландски
Ryanair не сотрудничает с турфирмами, которые обычно выкупают 30% билетов других авиакомпаний.
Ryanair не будет давать в РФ рекламу -- о ней и так знают все ее потенциальные клиенты.