Я работаю учителем математики больше 20 лет. С каждым годом в школу приходят все более слабые дети. Они остаются невыученными, потому что не получают обязательного стандарта знаний, необходимого, чтобы продолжить обучение в вузе. Восьмиклассники перестали уверенно складывать дроби! А это уже национальная катастрофа.
Выступая перед Федеральным собранием, президент Дмитрий Медведев уделил
большое внимание национальной программе "Наша новая школа". Он говорил о
необходимости реформ, о внедрении образовательных стандартов нового поколения,
стимулировании учителей.
Беда в том, что когда говорят о новой школе, то в первую
очередь вспоминают о современных технологиях: интерактивных досках и Интернете в
каждой школе. Будто это волшебная палочка, которая в один миг решит все
проблемы!
Еще одна идея - внедрение профильного обучения. У нее есть
много достоинств и только один недостаток: она не оставляет детям права на
ошибку. У нас нельзя бросить технический вуз и поступить после этого на бюджет в
театральный. Хотя именно таким был путь в профессию у многих великих актеров!
Ребенок должен иметь возможность менять стандарт обучения, переходить из одного
класса в другой, понимать свои сильные и слабые стороны.
Я убежден, что основа добротного школьного воспитания - это
не гранты и олимпиады. Они работают только до 5-го класса. Ребенок взрослеет, и
медали за первые места становятся чем-то вроде фетиша. Они выигрывают олимпиады
из спортивного интереса. Основа школьной подготовки - это семинары, лаборатории,
научные коллективы, задача которых и состоит в работе с искренне увлеченными
детьми.
Читайте также:
В 77% петербургских семей с детьми растет один ребенок
В начале 1990-х в нашем городе даже была создана лаборатория
непрерывного математического образования для воспитания и обучения одаренных
детей с глубоким, но не быстрым спортивным мышлением (их еще называют
"стайерами").
Еще один парадокс нашей школы в том, что деньги не решают
всех проблем. Приведу показательный пример. В городе есть возможность
организовать много бесплатных научных кружков, оснастив их всем необходимым.
Однако в них хотят заниматься совсем немногие. Школьникам неинтересна наука.
Многие просто не хотят учиться. Многие не хотят трудиться, а труд - основа
хорошей учебы. Ослаблена в семье мотивация долга. А это уже государственная
проблема.
Последняя инициатива правительства - выплатить по 500 тыс.
рублей премии молодым учителям, которое будет работать в сельских школах. Это
очень своевременное решение.
Но даст ли эта программа гарантию, что этот учитель не
станет помощником директора сельского клуба? Что привнесет он в новую школу,
если за последнее время программы педвузов претерпели значительные изменения?
Дело в том, что прежде всего сократились часы на профильные, например
математические, дисциплины.
Обладая коммуникативной культурой, умея зажигательно играть
на гитаре и организовывать диспуты, учитель утрачивает научный профессионализм,
который когда-то сближал его с выпускниками университетов. Сейчас таких
"универсалов" среди молодежи единицы.
Общество не может определиться с социальным заказом. Нужны
ли нам одаренные дети? Нужно ли вкладывать деньги в их развитие, если они будут
жить и работать за границей? Такая вероятность становится все больше.
Кстати: лишь 10% педагогов в российских школах моложе 30
лет. Уровень обновления кадров в школьном образовании в 2,5 раза ниже, чем
требуется для нормального функционирования системы. (данные Высшей школы
экономики и Минобрнауки)