Нужны ли нам одаренные дети

Я работаю учителем математики больше 20 лет. С каждым годом в школу приходят все более слабые дети. Они остаются невыученными, потому что не получают обязательного стандарта знаний, необходимого, чтобы продолжить обучение в вузе. Восьмиклассники перестали уверенно складывать дроби! А это уже национальная катастрофа.

Выступая перед Федеральным собранием, президент Дмитрий Медведев уделил большое внимание национальной программе "Наша новая школа". Он говорил о необходимости реформ, о внедрении образовательных стандартов нового поколения, стимулировании учителей.
Беда в том, что когда говорят о новой школе, то в первую очередь вспоминают о современных технологиях: интерактивных досках и Интернете в каждой школе. Будто это волшебная палочка, которая в один миг решит все проблемы!
Еще одна идея - внедрение профильного обучения. У нее есть много достоинств и только один недостаток: она не оставляет детям права на ошибку. У нас нельзя бросить технический вуз и поступить после этого на бюджет в театральный. Хотя именно таким был путь в профессию у многих великих актеров! Ребенок должен иметь возможность менять стандарт обучения, переходить из одного класса в другой, понимать свои сильные и слабые стороны.
Я убежден, что основа добротного школьного воспитания - это не гранты и олимпиады. Они работают только до 5-го класса. Ребенок взрослеет, и медали за первые места становятся чем-то вроде фетиша. Они выигрывают олимпиады из спортивного интереса. Основа школьной подготовки - это семинары, лаборатории, научные коллективы, задача которых и состоит в работе с искренне увлеченными детьми.
В начале 1990-х в нашем городе даже была создана лаборатория непрерывного математического образования для воспитания и обучения одаренных детей с глубоким, но не быстрым спортивным мышлением (их еще называют "стайерами").
Еще один парадокс нашей школы в том, что деньги не решают всех проблем. Приведу показательный пример. В городе есть возможность организовать много бесплатных научных кружков, оснастив их всем необходимым. Однако в них хотят заниматься совсем немногие. Школьникам неинтересна наука. Многие просто не хотят учиться. Многие не хотят трудиться, а труд - основа хорошей учебы. Ослаблена в семье мотивация долга. А это уже государственная проблема.
Последняя инициатива правительства - выплатить по 500 тыс. рублей премии молодым учителям, которое будет работать в сельских школах. Это очень своевременное решение.
Но даст ли эта программа гарантию, что этот учитель не станет помощником директора сельского клуба? Что привнесет он в новую школу, если за последнее время программы педвузов претерпели значительные изменения? Дело в том, что прежде всего сократились часы на профильные, например математические, дисциплины.
Обладая коммуникативной культурой, умея зажигательно играть на гитаре и организовывать диспуты, учитель утрачивает научный профессионализм, который когда-то сближал его с выпускниками университетов. Сейчас таких "универсалов" среди молодежи единицы.
Общество не может определиться с социальным заказом. Нужны ли нам одаренные дети? Нужно ли вкладывать деньги в их развитие, если они будут жить и работать за границей? Такая вероятность становится все больше.
Кстати: лишь 10% педагогов в российских школах моложе 30 лет. Уровень обновления кадров в школьном образовании в 2,5 раза ниже, чем требуется для нормального функционирования системы. (данные Высшей школы экономики и Минобрнауки)