Соцопрос: 80% петербуржцев не хотят утилизировать свои старые автомобили

Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос о том, сколько россиян подпадают под действие программы утилизации старых автомобилей, как оценивают ее условия и готовы ли реально в ней участвовать.

Среди петербуржцев и москвичей желающих воспользоваться этим предложением нашлось немного. Кстати, 55% респондентов из этих городов впервые узнали о программе только в ходе опроса.
Готовы принять участие в программе 41% россиян, подпадающих под ее действие и планирующих покупку нового автомобиля. В первую очередь это владельцы подержанных автомобилей отечественного производства (52%), уральцы (68%) и жители крупных городов (50%). Нежелание участвовать в программе высказывают 59% опрошенных, как правило, это жители обеих столиц (80%) и Северо–Западного округа (93%), владельцы подержанных иномарок (85%) и обеспеченные россияне (82%).
Главная причина, по которой часть владельцев старых автомобилей не желает участвовать в программе, это неподходящие условия (37%) программы и недоверие к правительственным программам вообще (30%). Обе причины чаще называют владельцы подержанных иномарок (45 и 38% соответственно) и малообеспеченные респонденты (50 и 44% соответственно).
Несколько меньшее значение для наших сограждан имеют такие причины, как отсутствие информации (14%), недоверие к дилерам — участникам программы (13%), на них более склонны указывать владельцы подержанных отечественных автомобилей (24 и 18% соответственно). В числе наименее важных факторов — отсутствие потребности в финансовой помощи (9%) и непопадание в категории граждан, участвующих в программе (8%), как правило, на такие причины ссылаются обеспеченные россияне (21 и 14% соответственно).
Стоит отметить, что большинство российских автовладельцев являются собственниками подержанных машин (71%): отечественных (за последние 4 года доля таких респондентов снизилась с 59% в 2006 году до 47% в текущем году) и реже — иномарок (24%, в 2006 году — 19%). Респонденты в равной степени разделились на владельцев новых отечественных автомобилей и новых иномарок. За последние несколько лет и та, и другая группа возросла (с 13 до 16% и с 8 до 16% соответственно).
Около 45% автовладельцев имеют возможность участвовать в программе утилизации старых автомобилей, так как являются собственниками машин, выпущенных более 10 лет назад. В основном это респонденты, имеющие подержанные отечественные авто и иномарки (64 и 51% соответственно), а также малообеспеченные россияне (61%) и селяне (53%). Впрочем, у 54% опрошенных автолюбителей таких автомобилей в наличии нет — в основном это владельцы новых иномарок и отечественных автомобилей (90 и 79% соответственно), а также обеспеченные респонденты (71%), москвичи и петербуржцы (67%).
Наиболее справедливым условием программы респонденты считают положение о том, что утилизируемый автомобиль должен находится в собственности владельца не менее года (70%). Большинство опрошенных также соглашаются с тем, что под действие программы попадают лишь автомобили старше 10 лет (66%), что скидка в 50 тыс. рублей распространяется только на машины, произведенные в России (62%) и что один сертификат позволяет приобрести только одну новую машину (61%). В меньшей степени респонденты разделяют правило, согласно которому сертификат является единственной возможной формой получения денег и потратить его можно только на покупку автомобиля — 49% считают его справедливым, 41% — напротив.
Наибольшее несогласие российских автовладельцев вызвало положение о том, что для участия в программе утилизации необходимо заплатить 3 тыс. рублей — 69% сочли это условие несправедливым.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 30–31 января 2010 года. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.