Безграмотность страшнее кризиса

41% россиян не пользутся никакими финансовыми услугами - даже банальными картами и вкладами. Виной тому не кризис, а финансовая неграмотность.

Финансовый кризис не привел к снижению доли пользователей финансовыми услугами. Наоборот, их число за полтора года даже несколько возросло, говорится в иследовании финансовой активности россиян, проведенной Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ). В апреле 2008 – январе 2010 годабыло опрошено 1,6 тыс. человек в 140 населенных пунктах.
Если в июле 2008 года финансовыми услугами пользовались 54% россиян, то в январе 2010 – 59%. Самые популярные финуслуги - зарплатные карты, текущие банковские счета и потребительские кредиты.
Доля держателей зарплатных пластиковых карт выросла с 24% в июле 2008 года до 30% в январе 2010 года. Доля имеющих вклад "до востребования" на с 10% до 14%.
Снизилась и так невысокая доля заемщиков, имеющих потребительский кредит. Летом 2008 таковых было 19%, то в сентябре 2009 – 16%, на данный момент – всего 13%.
"В будущем можно ожидать дальнейший рост пользователей финансовых услуг", - отмечают аналитики НАФИ. Есть сигналы оживления на рынке потребительского кредитования - 6% россиян планируют начать пользоваться кредитом в ближайшие 12 месяцев.
"Хотя следует подчеркнуть, что речь идет пока о намерениях, которые в силу многих объективных и субъективных факторов не всегда трансформируются в реальное поведение", - подчеркивается в исследовании.
Добровольный страховой полис имеет всего 5% опрошенных, тогда как еще осенью прошлого года пользующихся страховыми услугами было 8%.
Ипотекой и услугами негосударственных пенсионных фондов пользуются единицы – лишь 2% россиян, еще меньше – всего 1% - пользуются инвестиционными услугами (ПИФы, ОФБУ, доверительное управление). Стоит заметить, что, по другому исследованию НАФИ, еще в 2007 году ипотеку считали мошенничеством 20% россиян, в 2008 – порядка 10%.
41% заявили, что не пользуются никакими финансовыми услугами.
Сильнее, чем кризис, затрудняет распространение финуслуг в России финансовая малограмотность россиян, считают эксперты. Кризис же напротив способствовал финансовому самообразованию граждан.
В Концепции развития финансового рынка России до 2020 года существенное место отведено имнено программе повышения финансовой грамотности граждан. Банки, фонды и страховые компании и в частном порядке пытаются работать в этом направлении, причем часто ориентируются на тех россиян, которые станут клиентами лишь через 5-10-15 лет.
Банковенок и Муницыпленок уже несколько лет "работают" над финансовой грамотностью новосибирских детей. Новосибирский муниципальный банк запустил сайт, где о кредитах и вкладах рассказывают сказочные герои. В Саратовской области изобретатель Юрий Сомов уже более 20 лет занимается разработкой экономических игр: "Рынок", "Биржа", "Брокер". В регионе проходят турниры по этим играм, а банки выступают спонсорами.
В Петербурге при региональном отделении Федеральной службы финансовых рынков (ФСФР) в декабре прошлого года был создан экспертный совет, призванный бороться с финансовой безграмотностью петербуржцев. Анонсировался запуск в 2010 году образовательного сайта, телепрограммы и многоканального телефона. Однако целевого финансирования на это нет.
"Сейчас ведется техническая разработка под эти проекты, уже стартовал конкурс на название сайта - рассказали в региональном отделении. – Будет разработана региональная программа по повышению финансовой грамотности. В настоящее время мы ведем сбор предложений от высшей школы".
Между тем, уже сейчас в сети Интернет можно найти с десяток сайтов, посвященных финансовому ликбезу, на сайтах финансовых компаний зачастую есть разделы с информацией. А в разделе "Работа по повышению финансовой грамотности населения" на сайте отделения ФСФР в СЗФО пусто.