Развитие с градусом выживания

Георгий Семененко возглавил одно из крупнейших в городе промышленных объединений в 2005 году, когда ему было всего 23 года. Последние полтора года его директорской пятилетки пришлись на глобальный экономический кризис, совпавший с конфликтом между акционерами завода.

Что сейчас собой представляет Кировский завод (КЗ)?
— Сейчас КЗ — это группа ассоциированных компаний, состоящая из головного ОАО и дочерних фирм.
Она досталась нам еще с начала 1990–х. Тогда, по сути, каждый цех получил самостоятельность и начал зарабатывать на своем узком рынке. Но чтобы весь завод не развалился по частям в случае банкротств этих отдельных предприятий, вся недвижимость находилась на балансе головной компании. По принципу корабля со многими переборками: заполняется один отсек — корабль не тонет, заполняется два — тоже не тонет, и так до какого–то предела. Слава богу, мы до такого предела не дошли.
Сейчас структура осталась прежней, но поменялся ориентир: если раньше это было выживание, то теперь — развитие. Правда, из–за кризиса это развитие опять с градусом выживания. Сегодня же важна концентрация для развития основных направлений.
Что это за направления?
— Если смотреть по выручке, то их четыре. Первое — металлургия (завод «Петросталь»), которая приносит 32% выручки. Второе — это Петербургский тракторный завод (ПТЗ) с 20%. Третье направление — сдача головной компанией площадей в аренду (и своим «дочкам» в том числе), оно приносит 13% выручки. И четвертое — это энергетическое машиностроение с 9%. Эти цифры актуальны на начало 2010 года, хотя год назад они были другими, например, металлургия достигала 45%.
При этом есть и другие менее крупные предприятия. Допустим, завод «Универсалмаш», который делает как военные машины, так и с недавних пор эскалаторы для метрополитена.
Какова теперь загрузка этих основных направлений?
— Увы, в 2009 году почти по всем направлениям (кроме энергомаша и сдачи недвижимости в аренду) динамика показателей была отрицательной. По всем остальным направлениям — спад, хотя и не такой, как в целом по отрасли. Например, на «Петростали» в 2008 году максимальный выпуск стали составлял 21 тыс. т в месяц, а к концу 2009 года мы приблизились к 19 тыс. т, при том что еще в марте этот показатель достигал лишь 14 тыс. т. Невеселую картину дополнило и падение цен — в итоге имеем спад по объему на уровне 40 и 30% по цене. Но это та реальность, в которой приходится выживать.
И какой пример выживания можете привести?
— «Петросталь» — наглядный пример. Если вспомнить первые 10 месяцев 2008 года, то жизнь была прекрасной и счастливой. А за последние 2 месяца того же года как будто машина на полной скорости дала сбой, и за 3 месяца мы скатились с 21 тыс. т до 14 тыс. Причем из них 7 тыс. были даже не конечной продукцией, а заготовками, то есть фактически: купили металлолом и продали его дешевле — такой вот бизнес! Нужны были срочные меры, и мы их приняли, перейдя с модели роста к выживанию в краткосрочной перспективе за счет тотальной оптимизации.
То есть нет худа без добра?
— Конечно, факт в том, что теперь «Петросталь» почти те же объемы продукции, что и до кризиса, выпускает со значительно меньшими затратами.
Изменился ли круг клиентов–потребителей?
— Безусловно, изменился. Перед кризисом основными потребителями были автозаводы — ГАЗ, ВАЗ, МАЗ и все, где еще у нас в стране есть буквы «АЗ», плюс их поставщики. Все остальное (включая экспорт) было скорее фоном, а маржинальный клиент был автопром. Но автозаводы также в один день встали. ВАЗ и ГАЗ перестали платить — одно время почти 6 месяцев у нас «висели» недополученные 300 млн рублей. Это колоссальный отток денег, при том что ежемесячная выручка была 650–700 млн рублей. То есть почти половину докризисной выручки один только ГАЗ был нам должен.
Какие же меры были приняты?
— Во–первых, стали более интенсивно работать с экспортом. Если в мае 2009 г. мы практически ничего не отправляли за границу, то к концу года экспортные поставки составили до 40% месячного объема. Во–вторых, мы не металлургический гигант, а потому очень гибкие. Например, мы за 48 часов можем выплавить нужную марку стали, хотя и в относительно небольших для рынка объемах. Но теперь это даже преимущество: клиенты больше не держат запасы на складе и работают с колес. Мы начали работу с некрупными потребителями металлопроката — кому нужен не вагон в 60 т, а машина на 10–20 т. Мы практически превратились в розничный магазин металлопроката для небольших производств и металлобаз. Но и с автозаводами работу не прекращаем и эту долю удерживаем. Сейчас у «Петростали» сбалансированный портфель: 45% — экспорт, 20% — автопром и 15–20% — новые некрупные потребители.
Какова судьба ПТЗ?
— Факт в том, что «Петросталь» и ПТЗ — это два кардинально различных бизнеса, просто за одним забором. Рынок сельхозтехники живет по своим законам, причем очень сильно зависит от действий государства. Один из таких инструментов — это система «Росагролизинга», именно поэтому его роль так велика. Например, сейчас есть антикризисная программа, при которой взятая техника сроком на 15 лет имеет удорожание 2% в год, то есть за трактор стоимостью 5 млн рублей приходится платить в месяц сущие копейки. Были бы такие условия для машиностроителей, мы бы давно переоборудовались так, что наши трактора летали бы в космос (смеется). Но покупка трактора «Кировец» — существенное инвестиционное решение, и 5 млн рублей на него по карманам не наскребешь. Это не «Беларусь» стоимостью 500 тыс. рублей, когда человек пошел в булочную и по дороге трактор прикупил. Так что мы очень зависим от «Росагролизинга» и Россельхозбанка, но денег в этой системе пока не хватает. Как следствие — спад во всей отрасли. У нас по сравнению с 2008 годом он составил 40%.
По антикризисным меркам велосипедов не изобретаем — сокращаем затраты и выходим на новые рынки сбыта. Если в 2008 году ПТЗ было выпущено 1100 машин, то в 2009 году — только около 600, но все они сделаны под клиента. С ноября по начало декабря ПТЗ стоял. Но сейчас завод работает, так как за это время мы, во–первых, расчистили все внутри, во–вторых, поднабрали заказов, особенно по промышленным машинам, показывающим рост. Это погрузчики, бульдозеры, дорожные машины и прочие машины на базе «Кировца». Они ориентированы на газовиков, нефтяников, дорожников, то есть отрасли, которые сейчас оживают. Это и «Сургутнефтегаз», и «Роснефть», и «Газпром». В начале 2009 года они секвестрировали свои планы, но сейчас восстанавливают объемы закупок. Этот рынок быстрее оттаивает.
На 2010 год намечена смена модельного ряда сельхозтракторов, конкурентоспособных с зарубежными аналогами и при этом дешевле на 40%. Уже летом они поступят в продажу.
Какие перспективы у площадки завода?
— У нас, в отличие от ряда бывших городских заводов, не раздербаненный Шанхай, а целостная площадка. И это историческая заслуга моего отца Петра Семененко (трагически погиб в 2005 году. — «ДП»), который не позволял здесь ничего распиливать. Но все равно за период лихолетий были активы, «отплывшие» в сторону (например, пара причалов и БЦ «Шереметьев»), но мы все вернули в состав предприятия, потратив на это не менее 1 млрд рублей. И теперь все эти активы дают нам реальный денежный поток.
К тому же в структуре арендной выручки порядка 60% приходится на дочерние предприятия объединения. При этом мы подтягиваем для них арендные ставки до уровня рыночных, чтобы у них был стимул работать эффективнее.
Никогда не рисовали город–сад на месте Кировского завода?
— Нет, и думаю, это было бы неправильно. Конечно, мы чувствуем, что по некоторым направлениям не нужно столько площадей, но они все равно должны использоваться по производственному назначению. Хотя есть некоторые акционеры, считающие, что здесь все пора застроить торгово–развлекательными комплексами. Так что не менее странны их измышления о том, что я якобы веду предприятие к преднамеренному банкротству, для того чтобы распродать территорию завода по частям.
Поверьте, если бы у меня стояла такая цель, то я бы еще в начале прошлого года сделал бы все так красиво, списав на мировой кризис, а не бился бы, как лягушка в банке с молоком. Или я очень сильно маскируюсь.
Полный текст интервью размещен на www.dp.ru
«У нас, в отличие от ряда бывших заводов, не раздербаненный Шанхай, а целостная площадка. И это заслуга моего отца.
Биография Георгия Семененко
Родился в 1982 г. В 2004 г. окончил ФИНЭК по специальности «менеджмент».
С 2001 г. начал работать на КЗ.
С 2005 г. — и.о., а с 2006 г. — гендиректор завода.
Справка и показатели ОАО «Кировский завод»
Основан в 1801 году как Казенный чугунолитейный завод, в 1873–м был преобразован в АО «Общество Путиловских заводов». С 1934 г. — Кировский завод.
Крупнейшие акционеры: Banvorad Holdings Ltd (27,88%), Ольга Родина (11,62%), ООО «Сигма–инвест» (6,41%), Максим Яковлев (3,77%), KZ Overseas Projects Development Ltd (3,11%). Георгию Семененко принадлежит 0,21%.
11 млрд рублей — выручка за 2009 г., 1,2 млрд рублей — убыток за 2009 г. (предварительные данные).