В Петербурге тысячи людей перешли на сырые продукты

Кризис не время, чтобы класть зубы на полку. В последний год теории здорового питания активно вербуют сторонников. Одна из них — сыроедение — стала основой для бизнеса.

Сыроедение — система, при которой человек употребляет в пищу только необработанные сырые продукты и только растительного происхождения, — воспринимается как экстремальная только в России. В развитых странах сыроедение давно уже не только модная диета, но и объект для инвестиций: работают десятки специализированных ресторанов, опубликованы сотни книг с рецептами.
В Петербурге сейчас насчитывается около 5 тыс. сыроедов. Все они ищут для себя качественные недорогие продукты, решил Владимир Маланин и открыл специализированный магазин для сыроедов "Дар Эдема". Помимо фруктов и овощей здесь продают злаки для проращивания, сырые орехи и сухофрукты. Впрочем, магазином его можно назвать пока условно: "Дар Эдема" арендует часть обычного продуктового на Петроградской стороне.
Как говорит Владимир Маланин, его основной целью была не прибыль, а популяризация сыроедения посредством реализации максимально качественных продуктов по минимально возможным ценам: "Если я нахожу продукт дешевле, я снижаю цену. Это не прагматичный подход, но я стремлюсь лишь к окупаемости". В итоге пока бизнес убыточен, но предприниматель видит перспективы: число сыроедов в городе быстро растет.
Несмотря на убытки, сейчас "Дар Эдема" приступил к доставке продуктов на дом и собирается открывать небольшие магазинчики во всех районах города. В столице сыроеды–предприниматели пошли в другие сегменты — интернет–торговлю и общепит.
Владимир Маланин, координатор социально–коммерческого проекта Дар Эдема Владимир Маланин, координатор социально–коммерческого проекта Дар Эдема
Одним из наиболее крупных стал проект "И–мне" (интернет–магазин настоящей еды). Основатели проекта также говорят о том, что не рассчитывали на высокую прибыльность магазина, создавая его. Однако в итоге он оказался довольно успешным. "Здоровое питание сейчас не просто модная, но и необходимая вещь, и это лишь отчасти связано с сыроедением, — говорит Надежда Семенова, учредитель магазина "И–мне". — Основной тренд, который идет с Запада, — люди хотят понимать происхождение продуктов и готовы платить все больше за биопродукты, чтобы питание было не только вкусным, но и полезным".
Летом 2009 года "И–мне" ввел свое сыроедческое меню в московском кафе "Море внутри". Посетителям предлагались ростки злаков, курага естественной сушки, моченый сладкий арахис и др. По словам Надежды Семеновой, меню пользовалось успехом, причем не только у сыроедов: "Я почувствовала сильный тренд и думаю, что он будет развиваться. Ведь обращаясь с новыми запросами к поставщикам, мы создаем спрос на здоровую еду". Теперь меню появится и в других ресторанах.
Таким же путем пошел другой столичный предприниматель — Валерий Коршунов, владелец кадрового агентства Next Top (подбирает в том числе и шеф–поваров). Он запустил новый проект — консультирование ресторанов — с целью ввести в их меню новые блюда из сырых продуктов. "Однажды я предложил свои услуги знакомому ресторатору, рассказал ему об энзимных продуктах и других полезностях, а он спросил, не дать ли мне денег на нормальную еду, — смеется Валерий Коршунов. — Но после дегустации у него была совсем другая реакция". Он уверен, сыроедение — непаханое поле для бизнеса.
Доходность можно посчитать на примере пшеницы: в рознице 1 кг продается за 110 рублей, что в 22 раза выше оптовой цены. Некоторые товары вообще не найти. Зеленую гречку можно купить только в Петербурге и Москве, сырых какао–бобов в России вообще нет. Доходит до того, что некоторые сыроеды покупают еду в аптеках, магазинах для садоводов и для животных.
Впрочем, эксперты в области общепита все еще скептичны. "Сыроедение — слишком здоровое направление для России, — считает Алексей Зимин, главный редактор "Афиша–еда". — Такие проекты могут быть даже коммерчески успешными, но это скорее локальная мода, которая вряд ли приобретет в ближайшее время тотальную популярность".
Пока же инвестициями в сыроедение в России занимаются только поклонники этой системы питания. "Конечно, по оборотам сыроедение никогда не сможет конкурировать с алкогольной промышленностью, — говорит Павел Себастьянович, руководитель киевского филиала "И–мне". — Но если инвестор думает глобально, то он выбирает те направления, которые набирают силу. Инвестировать в питание всегда было выгодным, а вкладывать в питание будущего — это уже "чувствовать тренд".
Последователи сыроедения практикуют эту систему питания для улучшения здоровья. Сыроедение сохраняет пищевую ценность потребляемых продуктов. Также, по мнению сыроедов, в пищевой цепочке человека не могла фигурировать приготовленная пища, мясо и молоко других животных.