Темпы вода торговых площадей в Петербурге 2009 году были рекордно низкие. По данным компании Maris Properties in association with CB Richard Ellis, в 2009 году было открыто лишь восемь торговых центров площадью около 148 тыс. м2 — это в 2 раза меньше, чем планировалось.
По темпам ввода торговых площадей 2009 год был самым
провальным. Общий сток увеличился лишь на 5% по отношению к 2008 году. Для
сравнения: в 2006 г. прирост был 117%, в 2007–м — 16%, в 2008–м —
16%. Основная причина столь небольшого ввода торговых центров — перенос
сроков ввода и замораживания строящихся объектов. Среди замороженных торговых
центров в 2009 году: проекты компании "Макромир", проекты
компании РТМ (в Купчино и Кушелевке общей площадью около 100 тыс. м2), "Невский
Колизей" в Буграх (300 тыс. м2), "Мандарин" на Яхтенной ул. и др.
На стадии строительства находятся лишь некоторые
объекты, начатые ещё до кризиса и не испытывающие проблем с финансированием.
Наиболее крупные среди них: ТРЦ "Лето" на Пулковском шоссе, МФК "Стокманн
Невский центр" и "Галерея" на Лиговском пр.
Согласно данным компании Maris Properties in association
with CB Richard Ellis, по насыщенности торговыми объектами лидируют
Приморский (19%) и Выборгский (13%) районы. Меньше всего торговых объектов в
Петроградском (1,5%), Адмиралтейском (2,5%) и Василеостровском (2,7%) районах
города.
В 2009 году в качественных торговых центрах уровень
вакантных площадей составлял около 10%, в среднем по городу этот показатель был
выше — 30%. Торговые сети не спешили расширять своё присутствие на рынке,
поскольку покупательская активность снизилась. Существенно увеличилось и
количество вакантных помещений в сегменте street retail, где произошло
максимальное снижение арендных ставок: на 32%. Для сравнения: в Москве
арендные ставки в этом сегменте снизились на 16%, в Лондоне — на 13%, в
Барселоне — на 10%. В большинстве же европейских городов максимальные арендные
ставки остались на прежнем уровне, а в Цюрихе и Вене они выросли. Такое
серьёзное падение ставок на рынке стрит–ретейла в Петербурге позволяет судить о
том, что до кризиса они были существенно завышены. Таким образом, появилась
возможность арендовать помещения на Невском пр., Большом пр. ПС и других
престижных торговых коридорах, на которые раньше выстраивалась очередь.
Пользуясь снижением арендных ставок, на главные торговые
коридоры Петербурга приходят более демократичные магазины. К примеру, на Большом
пр. ПС открылся гипермаркет "СемьЯ". Общая тенденция для стрит–ретейла в центре
Петербурга — замена дорогих магазинов и ресторанов заведениями более
демократичного формата. На Невском пр. увеличилось количество недорогих кафе и
ресторанов, так как арендные ставки значительно снизились. Например, на месте
ювелирного магазина Хлебникова появилось кафе "Кофейная Гамма", на месте салона
Swarovski – кафе "Яблоко", на месте Eskada – ресторан "Две палочки", на месте
Women Secret – ресторан "Дубай", на месте "Арбат Престижа" — "Идеальная чашка".
Среди новых тенденций следует также отметить открытие
стоковых магазинов брендовыми сетями, куда свозятся остатки прошлых коллекций и
вещи продаются с существенным дисконтом в 30–70%. В 2009 году Петербурге
появились стоковые магазины Nike и Bosco di Ciliegi. Стоковые магазины в городе
есть также у Machiavelly, "День и ночь", "Версия". В текущей экономической
ситуации эта стратегия развития оправдана, поскольку платежеспособный спрос
смещается в средний и низкий ценовой сегмент.
По прогнозам компании Maris Properties in association with
CB Richard Ellis, существенно в 2010 году спрос расти не будет и останется
на достигнутом в 2009 году уровне. Большинство компаний уже адаптировались
к кризисным условиям рынка и строят свои планы развития с учётом изменившихся
условий. Наибольшие трудности испытывают магазины товаров высшей ценовой
категории. Наиболее активно будут развиваться операторы одежды, обуви и
аксессуаров среднего ценового сегмента, кофейни и продуктовые магазины.