Маркетинг в обезьянах и попугаях

Автор фото: "ДП"

Петербургский зоопарк потерял в 2009 году часть опекунов – компаний, которые спонсируют содержание животных. Кризис урезал маркетинговые бюджеты и заставил компании покинуть зоопарк.

Часть компаний-опекунов из-за ухудшения финансового
положения в прошлом году ушла из зоопарка. Две компании расторгли договоры, три
– не стали пролонгировать. Но в зоопарке отмечают, что компании могут вернуться:
"такое уже было". Без опекунов остались черный ягуар, рысь, волк, японские
макаки и ворон.
Сейчас в Ленинградском зоопарке

30 опекунов. "Детский Петербург" опекает енота Кешу, школа
"Обучение в диалоге" – пони Кетбери. Также в списке усыновителей – "Coca-Cola", "ТНТ-экспресс",
банки "СИАБ", "АК-Барс банк", "Ланта-банк", "НатурПродукт", журнал "Жених и
невеста".
"Мотивация у всех наших опекунов разная, - отмечает
руководитель отдела по связям с общественностью Ленинградского зоопарка Анна
Чугунова. – Для части – это просто маркетинговый ход, часть совершенно искренне
желает помочь животным. Руководство таких компаний – бывшие юннаты или просто
большие любители животных".
Опекуны, которые хотят "убить двух зайцев сразу" –
и зоопарк поддержать, и репутацию улучшить, зачастую подбирают животное,
"подходящее" под свой логотип, название или профиль компании.
Отношения зоопарка и опекуна оформляются сроком на один год
в форме договора пожертвования, сумму которого покрывает содержание животного в
зоопарке.

Белый медведь – один из самых дорогих животных зоопарка, он
обойдется опекуну в 718,5 тыс. рублей. Тигр "стоит" почти 440 тыс., на 30 тыс
дешевле – жираф, фламинго "всего" 41 тыс. рублей, белка – чуть больше 12 тыс.
Усыновить можно любого животного – хоть лягушку, хоть курицу (6,9 тыс.). Маркетинг
в мартышках и попугаях
Компании-опекуны имеют право размещать табличку с
информацией о фирме на клетке животного, также могут участвовать в праздничных
мероприятиях зоопарка и оформить корпоративный абонемент, также они получают
диплом усыновителя, логотип компании вносятся в список на официальном сайте
зоопарка.
"Животный" маркетинг " хорошо работает на
репутацию больших компаний, отмечают маркетологи. "Такой маркетинговый ход будет
полезен для крупных известных компаний, он позволит поддержать позитивный имидж
компании. Небольшие же и неизвестные компании не получат существенных дивидендов
от этого, - считают специалисты маркетингового агентства Promaco. – Такой
маркетинговый ход можно рассматривать лишь как дополнительное средство к
созданию позитивного имиджа компании".
Эффективность шефства над животными в зоопарке зависит от
многих факторов: сфера деятельности компании, целевая аудитория, маркетинговые
цели и прочее, отмечают в брендинговом агентстве "Брендсон". "Если компания
узкоспециализированная, и ее клиенты и партнеры зоопарк не посещают, то вряд ли
факт шефства будет кем-то замечен, - сказали специалисты агентства. - В
любом случае, это в большей степени выражение социальной ответственности
компании, нежели маркетинговый ход, способный повлиять на мнение общественности
о ней".
Табличка на клетке в зоопарке будет "работать"
лишь, если компания широко известна. Мелким же компаниям специалисты
советуют обязательно размещать информацию о "своем" животном на корпоративном
сайте, в СМИ. Кроме этого, опекунство может позитивно сказаться и на
внутрикорпоративной культуре.
Однако все чаще частные лица берут на себя содержание
животных. "Частных усыновителей становится больше, - отмечают в зоопарке. –
Сейчас семь из 30". Например, в числе опекунов – балерина Мариинского театра
Анастасия Колегова (опекает пару лебедей). Петербуржец Антон Кубасов подарил
своей девушке на день рождения опеку над декоративным кроликом Ромашкой. Подарок
обошелся ему в 6 тыс. 675 рублей. Маркетинг
в мартышках и попугаях
"Я очень люблю животных, но у меня на них аллергия, и дома
держать их не могу, - А к лисице в зоопарке я отношусь как к своей, - рассказала
частный опекун Варвара Глущенко. – Кроме того, меня несколько расстраивает
состояние петербургского зоопарка. Я видела многие зоопарки в Европе и России и
считаю, что мы прикладываем мало усилий, чтобы наш зоопарк соответствовал
статусу Петербурга".
Лисица обходится Варваре в 30 тыс. рублей ежегодно. По ее
словам, содержать животное не накладно, так как можно вносить деньги
ежемесячно: "в месяц получается 2,5 тыс. рублей. Это не так много,
например, один выход в ресторан". "Многие жители Петербурга, не говоря уже о
предприятиях, могли бы позволить себе взять животное под опеку", - считает
она.
Программа "Опека животных", запущенная в 1998 году,
направлена на привлечение дополнительных средств на работу зоопарка. Она
позволяет улучшить условия содержания животных, и дает возможность более полно
вести научные наблюдения за поведением диких животных в неволе. Ежегодно зоопарк
проводит праздник для своих опекунов - и компаний, и частных лиц.