Большинство предпринимателей мира считают, что выход из кризиса начнется во второй половине 2010 года. Российские предприниматели оказались в числе наиболее пессимистичных: они видят "свет в конце тоннеля" лишь в 2011 году.
Ожидания 7400 предпринимателей из 36 стран мира выясняла
международная организация "Грант Торнтон Интернешнл" (Grant Thornton
International).
Опрос показал, что 34% предпринимателей ожидают начала
позитивных изменений в мировой экономике во второй половине 2010 года. Еще 23%
считают, что это произойдет не раньше 2011 года, 17% ждут позитива в первой
половине 2010 года, а 11% видят начало выхода из кризиса уже сейчас.
Россия оказалась в числе пяти стран, в которых большинство
предпринимателей (49%) ждут хороших новостей только в следующем году. Компанию
России составили Турция, Таиланд, Армения и Греция.
Впрочем, общее соотношение оптимистов и пессимистов в России
составляет 10% в пользу
первых. Это ниже среднемирового уровня
(24%), зато выше, чем в таких странах, как Япония, Испания, Ирландия, Греция,
Франция и Финляндия, где пессимистов больше, чем оптимистов.
Самые оптимистичные предприниматели живут в Чили (оптимистов
больше на 85%), Индии (84%), и Австралии (79%).
В прошлом году, для сравнения, во всем мире царил пессимизм.
Пессимистов было больше на 16%. Тогда Россия была, напротив, не так
пессимистична: оптимисты проигрывали лишь 2%.
Предпринимателей также попросили ответить на вопросы
относительно развития их собственного бизнеса по основным показателям: доходы,
цены на продукты/услуги, экспорт, занятость, прибыльность, инвестиции в новые
здания, инвестиции в производственные мощности. Самые оптимистичные ожидания
касаются роста доходов (+40% в среднем в мире). А наименее оптимистичные
прогнозы даются относительно роста цен на продукцию и услуги (+11%).
В России с наибольшим оптимизмом предприниматели также
смотрят на свои доходы: 38% ожидает их роста. Реже всего россияне рассчитывают
на экспорт своей продукции (8% против 16% в мире в целом).
"Дело в том, что средний бизнес в таких странах, как
Германия, Голландия, является значительно больше ориентированным на экспорт, чем
российский средний бизнес", — объясняет партнер "Грант Торнтон" в России
Иван Сапронов.