Haier Group: кувалдой по холодильнику

СПб. В 2002 г. глава китайской корпорации Haier Чжан Жуйминь был признан идеалом китайского бизнесмена. Не последнюю роль в этом сыграл его талант антикризисного управленца.

После 30 лет социалистического управления завод холодильников из города Циньдао, что в Китае, представлял собой жалкое зрелище. Месячный выпуск едва достигал 80 штук, денег на зарплату рабочим не хватало. Но в начале 1980–х гг. материковый Китай приоткрыл двери западным компаниям, одной из которых был немецкий многопрофильный концерн Liebherr. Немцы предложили владельцу завода — администрации города — купить технологии и оборудование Liebherr. Так родился промышленный гигант Haier Group.
Поднимать завод в 1984 г. по приказу партии был отправлен Чжан Жуйминь, сын текстильного рабочего, служивший в правительстве Циньдао еще со времен культурной революции. Недостаток формального образования Чжан с лихвой компенсировал самообразованием, активно изучая западный и восточный опыт менеджмента. Но таких ситуаций западные учебники не описывали. Надо сказать, что холодильник в Китае в то время был предметом роскоши. Его цена соответствовала примерно двухгодовой зарплате рабочего завода. При этом качество было ужасным. И все–таки Чжан справился. Он взял кредиты у нескольких сельхозкооперативов, чтобы погасить долги по зарплате в счет будущей продукции, и начал создавать корпоративную культуру, о которой работники не имели представления. В историю он вошел со следующим случаем. В компанию обратился покупатель с жалобой на неработающий новый холодильник. Чжан решил лично обслужить клиента, но обнаружил, что полсклада готовой продукции забито неработающей техникой. Тогда он дал кувалды всем работникам и приказал уничтожить все найденные им бракованные холодильники со словами: «Если мы пустим их в продажу, мы усугубим положение фабрики и закроемся». К пяти японским принципам: seiri (отбросить ненужное), seiton (упорядочить инструменты), seisoh (убирать рабочее место), seiketsu (быть чистым), shitsuke (соблюдать дисциплину) Чжан добавил шестое s — safety (безопасность). Над расслабленными пролетариями нависла угроза увольнения за несоблюдение принципов, ситуация начала улучшаться. За 15 лет некогда разваливающийся завод стал одним из лидеров мирового рынка белой техники, а объем продаж вырос в 10 тыс. раз, до 40,6 млрд юаней. Сам Жуйминь входит в Топ–50 влиятельных менеджеров мира.
Управляя Haier, Чжан Жуйминь доказал, что китайское может быть качественным.
фото: reuters