В каких офисах планктону хорошо

С начала кризиса владельцы офисной (как и любой другой коммерческой) недвижимости пребывают в шоке. Стоимость аренды в их бизнес–центрах в течение 2009 года неуклонно падала, а арендаторы мрачными косяками мигрировали — кто в офисы поменьше и подешевле, а кто и вовсе в никуда. При этом битва за арендатора привела к открытому переманиванию клиентов конкурентами. Никакие призывы к соблюдению деловой этики услышаны не были — ускользающая арендная плата оказалась важнее. В среднем за год ставки упали на 30–50% в офисном и на 40–60% в торговом сегменте.

В преддверии зимы целый ряд собственников пошли на снижение арендных ставок почти до уровня эксплуатационных затрат. Хотя привычного дохода они и лишились, но это позволило им сохранить арендаторов и не тратить собственные средства на содержание пустого бизнес–центра. Однако в этом процессе есть и плюсы. В основном, конечно, для арендаторов — у тех из них, кто располагает деньгами, появился хороший шанс за меньшие средства получить офис высокого качества и в лучшем месте. У тех же, кто готов развивать производство, тоже появился шанс получить площади по адекватной цене. Также оживился сектор офисов класса С (все тех же бывших НИИ на окраинах города), на которые в «тучные» годы спрос упал.
Что принес кризис арендаторам
Снижение арендной ставки до 50%.
Возможность более гибкого подхода при обсуждении сроков и цены аренды.
Возможности выбора нового офиса — за меньшую цену в более престижном месте.
Что принес кризис арендодателям
Существенное снижение доходов из–за бегства арендаторов.
Открытое переманивание конкурентами клиентов.
Чтобы обслуживать взятые на развитие кредиты, приходится продавать активы.
К зиме 2009 г. скидками 20% на коммерческую недвижимость арендатора уже не заманить.
фото: photoxpress