Прима Большого театра Мария Александрова рассказала в интервью "Деловому Петербургу" о том, почему балерины – богини (но очень жесткие богини).
"ДП": Правда, что вы еще в раннем детстве самостоятельно выбрали, кем
быть – и осуществили мечту?
Мария Александрова: Когда меня еще не было, мама хотела,
чтобы у нее была Машенька-доченька-балериночка. И вот в восемь лет я увидела
фильм про Вагановское училище, и поняла, что балет - это четкая система. Мне
этому захотелось научиться.
Когда родители поняли, что это сознательный шаг, у нас даже
был такой серьезный разговор на кухне, они говорили: "Машенька, это очень
сложно, у нас там никого нет, мы не можем помочь". Я поняла, о чем они говорили,
почему они так переживали, только когда пришла в театр. Я до сих пор помню, как
тогда сказала "Это научит меня жизни". Это было в восемь лет. Знаете, как дети
иногда бывают
невероятно серьезны?
"ДП": И научило ли это жизни?
Мария Александрова: Потихонечку учит. Самое большое открытие
во всей этой истории – это я сама. С каждой новой ролью я открываю что-то в
себе, или пытаюсь открыть. То, что я стала людей понимать лучше – это
правда.
"ДП": Раз фильм был о Вагановке, почему вы не поехали в
Ленинград?
Мария Александрова: Потому что я москвичка, я же родилась
здесь.
"ДП": То есть вы убежденная москвичка, и не могли бы жить в другом
городе?
Мария Александрова: Запросто могла бы. Я каждый раз это
делаю, когда выезжаю из Москвы в другой город.
"ДП": Сохраняется ли разница между тем, как танцуют в Петербурге, и
как в Москве?
Мария Александрова: О разногласиях говорят больше люди,
которые около, чем те, которые внутри. Отличаются краски, тона – если у Москвы
более яркие краски, то у Петербурга они более пастельные. Это как разница
между художниками-импрессионистами и художниками-экспрессионистами.
Не зря Большой театр всегда был в красном, а Мариинский – в
голубом. Мы яркие, а ребята в Мариинском более пастельные. Вообще, редко какая
страна может гордиться тем, что в ней есть два таких великих театра, две великие
труппы.
У меня очень хорошие отношения с артистами из Мариинского
театра. Два-три года назад я выступала в Мариинском театре, исполняла Гамзати в
"Баядерке" и Одетту-Одиллию в "Лебедином озере". Такого уж сильного отличия в
традициях нет, и вписаться в петербургскую традицию для меня очень легко.
"ДП": Краски Большого театра всегда остаются с вами, где бы вы ни
танцевали?
Мария Александрова: Я по своей натуре создание
темпераментное. Это нельзя спрятать, прикрыть. Другое дело – научиться этим
темпераментом владеть в разных ситуациях и стилях, чтобы оставаться при этом
всегда искренней. Тогда получается здорово. Но я всегда стараюсь остаться самой
собой.
"ДП":
Трудно сейчас работать в Большом театре, с его
нескончаемой
реконструкцией и чехардой в руководстве?
Мария Александрова: Когда у Большого театра была большая
сцена, привязка была очень сильная. Сейчас ее нет, и что-то потерялось. Это
очень болезненная тема, на которую не очень хочется говорить. Все-таки смена
масштаба проходит болезненно. Но мы не выбираем время, в котором живем. Время
сейчас таково, и если ты не можешь на него повлиять, измени точку зрения.
Мария Александрова: Дело не в комфорте. Творчество не
создается в тепле и в уюте, с одной стороны. С другой стороны, сейчас и время
такое, и есть возможность не замыкаться на одной точке. Если есть возможность,
можно расширить себя, и не привязываться к одному месту.
"ДП":
Художественный руководитель Большого театра
отпускает вас на проекты в другие театры?
Мария Александрова: Было такое, что и не отпускали, было,
что на мои контракты отправляли других людей. Сейчас, после некоторых историй,
да, я могу одна куда-нибудь уехать, если захочу участвовать в других проектах.
Творческая жизнь проходит быстро, а с другой стороны, быстро у нас ничего не
делается.
"ДП": Из того, что впереди, можно о чем-нибудь рассказать, о будущих
проектах?
Мария Александрова: Нет, нельзя. Не заставляйте – вдруг не
получится. Надо жить, любить, не отчаиваться, очень важно помнить только
хорошее. Я уверена, у каждого есть что-то такое, или кто-то, о ком можно
подумать, и будет хорошо.
"ДП":
Есть ли у вас жизненная программа: пройти
через те или иные этапы, станцевать в Большом, в Мариинке, в Парижской опере...
Надолго вперед вы планируете свою жизнь?
Мария Александрова: Я такое создание, что не планирую точно.
Театр меня научил, что никогда не получается так, как ты планируешь. Но, чтобы
ответить на этот вопрос, нужно раскрыть, что у меня сейчас в голове, а я не
хотела бы этого делать, потому что есть опасность, что может что-то измениться.
Боюсь сглазить. Вообще, я довольно спонтанное существо, если вы об этом.
"ДП": Бывает спонтанность контролируемая, на сцене…
Мария Александрова: Могу быть контролируемой, могу быть
совершенно сумасшедшей, бесшабашной и неконтролируемой. Именно поэтому сложно со
мной, сложно.
"ДП": Поэтому вы в Москве и живете – в Питере все было бы еще
сложнее. Вы были бы еще больше на виду, о вас бы больше говорили. В Москве на
тех, кто ведет себя экстравагантно, обращают меньше внимания, а мы в этом
отношении провинциальнее.
Мария Александрова: Я не экстравагантное существо, это
однозначно. Я такая хорошая девочка, но с буйным нравом. Когда у меня плохое
настроение, люди замечают, что я не улыбаюсь. Значит, они ждут от меня всегда
улыбки, позитива. Я могу быть и очень простой, и необычной, могу как-то
совмещать все это с красотой – в хорошем смысле этого слова.
"ДП": А в театре к вам есть такое отношение, как к звезде?
Мария Александрова: Это надо не меня спрашивать.
"ДП": Ваши друзья в основном из балетного мира?
Мария Александрова: Они очень разные. Есть друзья и в
труппе, но больше – вне труппы.
"ДП": Есть обязательные качества, которые обязательно иметь вашему
другу?
Мария Александрова: Как-то странно все, бывает, завязывается
- дружба сродни любви.
"ДП": Было ли в жизни, что вы на что-то делали ставку, и это не
получалось?
Мария Александрова: Нет, я, наверное, не игрок, чтобы на
что-то делать ставку. Не делала ставки никогда, просто жила искренне и честно.
"ДП":
В прыжках вы смелы и даже безоглядны. Есть
какие-то вещи, которых вы боитесь?
Мария Александрова: Конечно. Я боюсь высоты, и боюсь страхов
всяких разных, боюсь самого ощущения страха.
"ДП": Но на сцене этого не чувствуется.
Мария Александрова: Знаете, я не могу этого объяснить, но на
сцене мне просто очень хорошо. Поэтому, наверное, я и танцую много, и репертуар
у меня такой разный. Я люблю это дело не потому, что мое имя пишут в программке,
а потому что мне там – хорошо.
"ДП":
Когда вы выступали в Михайловском театре, юные
девочки из Вагановки были в шоке, говорили друг другу: "Я не понимаю, как она
может это делать". Чтобы вы могли сказать таким девочкам, которые думают, что
есть такая богиня Мария Александрова?
Мария Александрова: Не создавайте себе кумиров. Потому что
мы обычные люди, подверженные всем страстям. Как греческие боги, которые
абсолютно как люди – они и прекрасны, и ужасны, и человечны.
"ДП":
И все-таки они боги.
Мария Александрова: Я бы не сказала, что мы, балерины, боги
– но все-таки мы немножко другие. Мы, скорее, эльфы. С одной стороны мы
сказочные создания, с другой, если нас копнуть или задеть – мы царапнем
крылышками, мы можем быть очень жесткими. Эта другая сторона профессии. Вообще,
балерины очень жесткие – сказывается и дисциплина, и это ощущение, когда надо
добиться чего-то через не могу, через не хочу. Так что, с одной стороны, мы
невероятно сказочные, а с другой – поцарапать можем.