Год домашних концертов

В уходящем году в Петербурге активно возрождались культурные традиции, такие как камерные концерты «домашнего» типа, которые стали необычайно модны среди петербургского бомонда.

Вероятно, стремление к камерности было как–то связано с мировым финансовым кризисом, который сделал показушные вечеринки неприличными, во всяком случае среди европейцев.
Домашние концерты устраивали и в резиденциях генеральных консулов, и в уютных ресторанах шикарных отелей, и в домашней обстановке богемных арт–галерей. Исполняли оперу, играли сценки, пели оперетту, танцевали балетные партии, декламировали стихи.
Домашние концерты явно свидетельствуют о повысившемся культурном уровне определенной части населения Северной столицы в то время, когда его материальный уровень несколько упал. Ведь одно дело — сходить в театр раз в пятилетку, и совсем другое — устроить профессиональный концерт у себя в гостиной, по всей форме пригласить гостей, встретить их и проводить как следует.
В свое время по частным домам, в гостиных, выступали великие певцы, представляли новые произведения великие композиторы. Кстати, в духе петербургских великосветских гостиных недавно прошел и конкурс на создание гимна Огюсту Монферрану, который провели петербургские композиторы.
Для финала в Концертном зале Союза композиторов отобрали пять произведений, и, хотя первое место занял гимн, написанный на двух языках — русском и французском, победила, в общем–то, дружба. Лауреатами конкурса признали всех финалистов, выступавших на заключительном концерте перед жюри и несколькими зрителями, прихлебывавшими чаек вприкуску с печеньем. Теперь победившие гимны будут использоваться дирекцией Исаакиевского собора и комитетом по культуре во время мероприятий.
В наступающем году хочется пожелать нашему городу таких архитекторов, творения которых и дальше будут вдохновлять потомков на благодарственные гимны.
Аполлинария Аврутина, переводчик