Река ждет новых героев

СПб. Кризис вернул рынок перевозок по рекам и каналам на уровень 2004 г. Остаться на плаву смогут лишь компании, сумевшие найти доступ к госресурсам или близкие к крупных олигархам

По итогам навигации–2009 речные перевозчики Петербурга обслужили на 20–25% пассажиров меньше, чем в прошлом году. Если в 2008 году по рекам и каналам города прокатились более 2 млн человек, то в этом году их количество сократилось до 1,5–1,6 млн. Наиболее серьезный провал отмечается в корпоративном сегменте.
Также почти остановился процесс обновления флота: заморожено строительство 17 судов общей стоимостью около 70 млн рублей.
Весь год рынок ожидал крупных реформ. И хотя из–за кризиса никаких изменений так и не произошло, все понимают, что сложившаяся система работы себя исчерпала. На смену мелким игрокам, выжимающим последние ресурсы из устаревшего флота, должны прийти современные и технологичные перевозчики с серьезными финансовыми ресурсами.
Мы ждем перемен
В этом сезоне два перевозчика, «Элиен» и «Русские круизы», сократили до минимума присутствие на рынке города, сосредоточившись на дальних перевозках. «Элиен» находится в сложном финансовом положении, несколько судов арестованы за долги. Генеральный директор Алексей Гаккель говорит, что сейчас компания ведет финансовое оздоровление и надеется выправить ситуацию.
«Русские круизы» сократили скоростные перевозки (на «метеорах») на 50–60%, рассказал президент Ассоциации владельцев пассажирских судов (обслуживает до 90% перевозок) Евгений Зубарев. Кроме того, «метеоры» «Русских круизов» активно используются для перевозок на Валаам, что, по мнению специалистов, ведет к быстрому износу флота.
Отчасти ослабление позиций «Русских круизов» на городском рынке объясняют уходом руководителя и владельца компании Ольги Каргиной на госслужбу — она возглавила созданное в октябре 2008 года ГУ «Управление водного транспорта».
Сокращение перевозок «Русскими круизами» и «Элиен» позволило другим участникам рынка лучше пережить кризисный период. «На линии Петербург — Петергоф конкуренты оказали нам неоценимую услугу, уйдя с маршрута, — говорит начальник отдела внутригородского флота компании «ВодоходЪ — Санкт–Петербург» Виктор Чекмарев, — мы отмечаем даже рост количества пассажиров на этом направлении».
«ВодоходЪ — Санкт–Петербург» (структура Северо–Западного пароходства, контролируется миллиардером Владимиром Лисиным) сейчас — крупнейший перевозчик по рекам Петербурга, обслуживающий 10% общего пассажиропотока. Это одна из немногих компаний, которая сохраняет планы развития. К тому же она имеет в распоряжении ремонтную базу Северо–Западного пароходства в Уткиной Заводи, а именно обслуживание флота — одна из главных статей расходов перевозчиков.
Работать по–новому
До недавних пор корпоративный сегмент был одним из наиболее стабильных источников доходов перевозчиков, который не зависел от погоды (в отличие от хлопотного туристического бизнеса). Однако кризис сократил интерес компаний к водным развлечениям. Генеральный директор «Нева Трэвел Ко» Андрей Набатов отмечает уменьшение работы в части обслуживания корпоративных мероприятий в 2 раза, Виктор Чекмарев — на 25%. Но при этом туристические перевозки сохранились на уровне 2008 года.
Именно туристов объявили приоритетными потребителями и городские чиновники. В основном на них рассчитана готовящаяся властями программа развития маршрутных перевозок, которая предполагает регулярное курсирование судов по наиболее востребованным маршрутам (по примеру наземного транспорта).
Именно для регулярных маршрутов будут в приоритетном порядке выделяться места на городских пристанях. Нынешних арендаторов ждет прекращение договоров: все причалы поступят в распоряжение управления водного транспорта, которое будет само определять, кто, где и когда сможет причаливать. Отбор участников программы планировался еще в этом году, но кризис внес свои коррективы.
В любом случае уже понятно, что из действующих перевозчиков мало кто попадет в программу. Для участия нужно закупать новые суда, стоимость которых (по самым скромным подсчетам) — 256 млн рублей. В такую сумму чиновники оценили стоимость строительства 82 судов разных классов, которые нужны для запуска первых маршрутов.
Однако даже сами перевозчики считают эту цифру заниженной минимум на порядок.
Фасадные перспективы
Неопределенной остается ситуация с перевозкой круизных пассажиров из нового пассажирского порта на Васильевском острове. «Непонятно, будут ли перевозки с Морского фасада осуществляться самостоятельно владельцами этого порта или они привлекут других перевозчиков», — отмечает Евгений Зубарев.
Именно нынешние владельцы проекта «Морской фасад», которых связывают с депутатом Госдумы РФ Виталием Южилиным, также в ближайшие годы станут заметными игроками на рынке речных перевозок города. На намываемых территориях вблизи нового пассажирского морского терминала будет построен новый речной вокзал для обслуживания круизных туристов.
По самым скромным подсчетам, только круизные пассажиры смогут приносить перевозчикам $13 млн в год. Сами владельцы Морского фасада пока не прокомментировали, достаточно ли привлекательна эта сумма для того, чтобы уже сейчас начать закупать собственный флот и участвовать в городском конкурсе. Кроме Морского фасада и структур Владимира Лисина выйти на рынок речных перевозок смогут и структуры Виктора Олерского, перешедшего недавно в Министерство транспорта РФ.
Дело в том, что Артур Гавлюк, который, видимо, сменит Ольгу Каргину на посту главы управления речного транспорта, считается близкой к Олерскому фигурой.
В любом случае в первые послекризисные годы городской речной рынок ждут крупные инвестиции в обновление флота, на которые будут способны только серьезные игроки.
2 млрд рублей. Во столько оценивается средняя годовая выручка всех участников петербургского рынка туристических перевозок по рекам и каналам.
Ассоциация владельцев пассажирских судов объединяет большинство перевозчиков, обеспечивающих около 90% объема рынка.
Чтобы Петербург наконец снискал лавры водной столицы России, судоходным компаниям придется пройти непростой путь: через кризис и передел рынка к образу благородной Северной Венеции.
фото: reuters