В 2010 году число абонентов — перебежчиков от одного оператора мобильной связи к другому будет расти. На восполнение потерь новыми клиентами операторам придется потратить 70 млрд рублей.
Совокупный отток абонентов российских сотовых операторов в
2009 году составит 70–75 млн sim–карт, а в 2010 году — уже 96 млн. Sim–карта
попадает в отток, если абонент не пользуется связью более 3 или 6 месяцев, в
зависимости от учетной политики компании.
Чтобы компенсировать потери, операторам придется потратить
на подключение новых пользователей около 45 млрд рублей в 2009 году и 70 млрд
рублей в 2010 году, прогнозирует независимый аналитик Владимир Богданов, бывший
в 2002–2007 годах вице–президентом "Евросети".
По словам Богданова, рост оттока вызван политикой самих
операторов, которые в 2009 году стали с невероятной активностью распространять
sim–карты через промоутеров. Это стимулирует абонентов–перебежчиков, которые
находятся в поиске выгодного тарифа или бонусных минут на новой sim–карте,
говорит Богданов. Его рассуждения подтверждаются оценками "МегаФона", согласно
которым год назад каждый третий подключенный абонент оставался в абонентской
базе, сейчас — каждый четвертый, а через год — каждый пятый.
Что касается Петербурга, здесь за 9 месяцев 2009 года было
реализовано 4,5 млн sim–карт (данные "Рустелекома"), а совокупная абонентская
база операторов увеличилась всего на 1,2 млн клиентов (данные
AC&M–Consulting).
В компании Tele2, которая одной из первых прибегла к помощи
промоутеров, считают текущий уровень
оттока некритичным, так как "еще ни
один из операторов не показал убытков от операционной деятельности".
оттока некритичным, так как "еще ни
один из операторов не показал убытков от операционной деятельности".
В МТС называют прогноз Богданова на 2010 год и оценку рынка
за 2009 год не соответствующими действительности, ссылаясь на данные за 2008
год. "МТС подключают новых "качественных" абонентов, готовых платить за услуги
связи", — говорят в компании.
Зато "МегаФон" признает, что набранные промоутерами клиенты
платят за связь в 1,5 раза меньше, чем покупатели sim–карт в салонах оператора.
В "Билайне" не стали комментировать исследование Богданова, так как оператору
"непонятны методика и система расчетов".
Аналитики предполагают, что в 2010 году операторы могут
изменить продолжительность "жизни" абонента в сети, чтобы избавить себя от
необходимости покрывать новыми подключениями отток
клиентов.

