Бензин "Евро–2" запретят

Автор фото: "ДП"

Власти требуют ускорения темпов модернизации российских нефтеперерабатывающих заводов. Минэнерго отказывается делать скидку на кризис и даже обещает запретить продажу бензина "Евро–2" в конце 2010 года.

Заместитель министра энергетики РФ Сергей Кудряшов заявил, что нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), не успевающие провести модернизацию к срокам, установленным новым техрегламентом, должны уйти с рынка.
Стандарты "Евро", описанные в регламенте, ограничивают уровень вредных выбросов в атмосферу (в РФ можно продавать бензин не ниже "Евро–2"). Этим нормам должны следовать все марки бензина, причем независимо от октанового числа (АИ–92, АИ–95 и пр.).
По ряду причин начало действия новых правил, запрещающих продажи топлива с экологическими показателями ниже "Евро–3", отложено с начала на конец 2010 года. Это на руку тем НПЗ, которые не провели запланированные модернизации. По мнению Василия Смеречука, главы Северо–Западного управления Ростехрегулирования, мноБензин Бензин "Евро–2" запретятгомиллиардные проекты модернизации заводов стали не по карману некоторым нефтяникам.
В модернизации НПЗ пока больше всех преуспел "ЛУКОЙЛ", который за 2008–2014 гг. планирует потратить на это $25 млрд. При этом ОАО "Сургутнефтегаз", контролирующее единственный крупный НПЗ на Северо–Западе РФ, еще с начала 2000–х ведет модернизацию Киришского завода за $1 млрд. Но пока завершение этого проекта задерживается.
"В Киришах с 2004 года находятся купленные в Японии установки по углубленной переработке нефти, но они так и не введены в строй", — рассказывает Василий Смеречук. Он приводит в пример финский завод Fortum, на котором аналогичное оборудование запущено в течение всего 3 лет. На самом Киришском НПЗ не комментировали вопросы модернизации.
Странным образом за день до выступления Сергея Кудряшова спикер Госдумы Борис Грызлов неожиданно эмоционально высказался о нарушениях на АЗС, связанных с завышением октанового числа.
Так, по версии Грызлова, большая часть бензина марки АИ–92 и АИ–95 изготовляется из бензина АИ–80 путем добавки присадок. А откуда берется АИ–98, спикер и вовсе не знает. Причем эти данные были приведены в рамках критики Минэнерго, якобы затягивающего ввод нового техрегламента.
Эксперты были удивлены этой позицией. Управление Ростехрегулирования последнюю проверку качества топлива провело буквально на прошлой неделе и не нашло на АЗС бензина, октановое число которого было завышено присадками.
По данным участников рынка, в Петербург АИ–98 поступает с НПЗ "Сургутнефтегаза", "Газпром нефти", "ТНК–ВР" и из–за границы. Олег Ашихмин, президент Нефтяного клуба Петербурга, удивлен пристальным вниманием спикера именно к этой марке бензина. Он используется лишь в нескольких наиболее дорогих моделях.
В Петербурге продажи АИ–98 занимают около 0,5% рынка. То есть по самым оптимистичным подсчетам продаваемыми в городе в год 12,5 тыс. т АИ–98 можно заправлять не более 3 тыс. машин класса Porsche Cayenne при всем городском автопарке в 1 млн машин. Во многом из–за столь малой доли рынка инвестиции в масштабное производство АИ–98 пока не актуальны.