На "Адмиралтейских верфях" отмечается знаменательная дата - 50 лет с момента передачи ледокола "Ленин" Морскому флоту СССР

3 декабря 1959 года, 50 лет назад, построенный на Адмиралтейских верфях (тогда  - судостроительный завод им. А. Марти) ледокол "Ленин", первое в мире надводное судно с ядерной энергетической установкой, был передан министерству Морского флота СССР для обслуживания Северного морского пути.

Безаварийно проработав в течение 30 лет, он прошел свыше 412 тысяч морских миль во льдах и самостоятельно провел 2890 судов.
Генеральный директор ОАО "Адмиралтейские верфи" Владимир Александров рассказал, что необходимость в атомном ледоколе была продиктована сложной эксплуатацией ледоколов в северных широтах. "Ледоколы с дизельной силовой установкой могут позволить себе запасы топлива не больше, чем на 40 суток. В период арктической навигации судам приходится несколько раз заходить на базы для пополнения запасов топлива. Ледокол с атомным двигателем в этом смысле более удобен".
Проект атомохода был разработан в ЦКБ-15 (ныне "Айсберг") в 1953—1955 годах. Главным конструктором атомного ледокола стал В. И. Неганов. Атомная установка проектировалась под руководством И. И. Африканова. Перед конструкторами была поставлена задача создания такой атомной установки, которая бы имела большую мощность и высокую надежность в условиях качки, ударных нагрузок и вибраций, а также не оказывала бы вредного воздействия на экипаж. В институте "Прометей" для ледокола была специально разработана слабокоррозийная корпусная сталь. Главный строитель атомохода — В. И. Червяков. Адмиралтейцы улучшили форму носовой оконечности, что позволило увеличить давление на лед. На атомоходе была установлена система балластных цистерн. При застревании во льдах это давало возможность перераспределить нагрузку на борта или носовую часть за счет заполнения цистерн и сломать лед. Судовые турбины построили специалисты Кировского завода. Главные турбогенераторы поставил Харьковский электромеханический завод. Гребные электродвигатели — ленинградский завод "Электросила". Корпус ледокола был собран из 70 тыс. деталей. Строители подсчитали, что если все сварные швы вытянуть в одну линию, то она протянется от Петербурга до Владивостока.
Технические характеристики: длина судна 134 м, ширина 27,6, мощность на валу – 44 тыс. л. с., водоизмещение – 16 тыс. т., скорость хода -18 узлов на чистой воде и 2 узла во льдах толщиной более 2 метров.
Ледокол был спущен на воду 5 декабря 1957 года. 12 сентября 1959 года отправился на ходовые испытания под командованием П. А. Пономарева.
3 декабря 1959 года сдан Министерству морского флота. С 1960 года ледокол работал в составе Мурманского морского пароходства, демонстрируя прекрасную работоспособность.
В 1989 году ледокол "Ленин" был выведен из эксплуатации и поставлен на стоянку в Мурманске. С мая 2009 года открыт для посещения.
ОАО "Адмиралтейские верфи"