Wendy’s: на закуску — успех

СПб. Желание основателя сети ресторанов быстрого обслуживания Wendy’s Дейва Томаса отойти от дел привела компанию к кризису. Чтобы навести порядок, ему пришлось вернуться.

Дейв Томас вместе с другом открыл свое первое кафе в 1956 г. Затем он покупает франшизу KFC. Вопреки рекомендациям полковника Сандерса Томас урезает ассортимент со 100 до нескольких наименований, делая акцент на блюдах из курицы и знаменитом «ведерке». Позднее смелые начинания неизвестного франчайзи становятся стандартом для KFC. Неудивительно, что с такими талантами в 1968 г. Томас продает свой ресторан за $ 1,5 млн и в 35 лет становится миллионером.
А уже 15 ноября 1969 г. он открывает заведение, которое носит имя его дочери, — Wendy’s. Это был ресторан быстрого обслуживания, который продавал обычный набор из гамбургеров, салатов и десертов. Томас начал использовать свежую говядину, что заставило конкурентов недоумевать. Однако это оценил потребитель. Через год Томас открыл второй ресторан, а в 1972 г. начал продавать франшизы. Рост сети был феноменальным: в 1978 г. в мире было уже 1 тыс. ресторанов Wendy’s и каждый день открывались новые. В 1982 г. Дэйв Томас решил наконец отдохнуть и ушел в отставку.
А сеть продолжила активное развитие и вскоре зафиксировала свой рекорд — прибыль $ 76,2 млн. Как сказал в интервью журналу Barron's анонимный управленец компании, менеджмент поверил, что все, чего он коснется, станет золотом. В компании запускается расширение ассортимента — добавляются омлеты и французские тосты. Но эти продукты не вписываются в концепцию «быстрой еды», их приготовление требует непозволительно много времени. Огромные инвестиции в технологии и обучение идут прахом. Конкуренты совершенствуют свои технологии, а разросшаяся до неприличия сеть Wendy’s теряет управляемость. В 1986 г. убытки сети составляют уже $ 5 млн, а 20% точек находятся под угрозой закрытия.
Акционеры просят Дейва Томаса вернуться к управлению. Тот переманивает на работу самого успешного франчайзи — Джеймса Нира, а сам берет на себя представительские функции. Нир, отлично знакомый с ситуацией «изнутри», первым делом увольняет 700 человек административного персонала, при этом поощряя работников заведений, боевой дух которых давно увял. Он выпускает специальные опционы для работников, теперь они акционеры. Принцип бонусов снижает текучку кадров с 55 до 20%. Нир вводит новый стиль оформления, дешевый для воплощения и более удобный для поддержания чистоты. Модернизирует меню в соответствии с трендами натурального питания. В это же время Дейв Томас выступает по ТВ, заявляя, что сеть, которая носит имя его дочери, не может быть плохой. Критики негативно оценивают такую рекламу, но потребитель ей верит. После 4 лет стабильного 20%–ного роста в 1993 г. прибыль сети достигает $ 78 млн, что выше прошлого рекорда. А сам Томас становится легендой как «полковник Сандерс сети Wendy’s».
Кстати
Все должно быть под контролем
Более 12 лет Томас Дейв сам рекламировал свое детище — сеть ресторанов быстрого обслуживания Wendy’s. Умер основатель третьей по величине в мире сети закусочных в 2002 году.
После смерти Томаса сеть Wendy’s вынуждена была измениться, но фортуна уже отвернулась.
фото: reuters