Высокоскоростной поезд едет без конкурентов

СПб. С запуском нового поезда «Сапсан» с линии Петербург — Москва снимаются два других дневных сидячих поезда. Отбирать пассажиров ОАО «РЖД» хочет только у авиаперевозчиков.

В новом расписании — с 18 декабря — не будет «Юности» и «Невского экспресса». «Сапсаны» будут ездить вместо них (в 13:00 и 19:00), а также в 6:45 (ранее в это время ездил «ЭР–200»). Из дневных сидячих поездов остается только «Аврора» (16:00).
До конца года все цены на такие поезда будут примерно одинаковые: 2,4–2,9 тыс. рублей в вагонах второго класса и 5–6 тыс. рублей в первом классе. То есть преимущества в цене перед авиаперевозчиками, которое было у «Юности» (минимальная цена — 600 рублей), у поездов больше не будет. Теперь за доставку пассажиров из Москвы в Петербург в течение одного дня они предлагают сопоставимые тарифы.
Чтобы реорганизовать скоростное движение между двумя столицами, РЖД купили восемь поездов у Siemens за 600 млн евро. Эта сумма включает затраты на 30–летнее обслуживание поездов. При этом 20 млрд рублей было направлено на приведение нынешнего пути в приемлемое для таких поездов состояние.
Кстати, в Тихвине до сих пор стоит недавний претендент на место «Сапсана» — поезд «Сокол». На его строительство десятки российских предприятий в 1999–2004 гг. получили 800 млн рублей. Сколько было потрачено на поезд «ЭР–200» (эксплуатировался с 1984 г.), неизвестно. Но, как рассказывал сам президент РЖД Владимир Якунин, чтобы сократить время в пути этого поезда на полчаса, в 2006–2007 гг. РЖД потратили 6 млрд рублей. С февраля этого года «ЭР–200» прекратил работу на своем привычном маршруте и теперь будет возить пассажиров между Петербургом и Великим Новгородом.
Судя по заявлениям руководства РЖД, пассажирские перевозки по железной дороге в России нерентабельны. В прошлом году монополист отчитался об убытках в 67 млрд рублей, полученных от пассажирских перевозок. Причем РЖД закончили год с чистой прибылью 2 млрд рублей: за пассажиров «доплачивают» бюджет и грузовые клиенты.
В этом году по итогам 10 месяцев компания потеряла 20% пассажирского трафика (на ОЖД — 12,6 млн против 15,8 млн человек).
Проект «Сапсан» убыточен, признает дирекция скоростного сообщения РЖД, которую возглавляет Олег Ульянов (выходец из ОЖД). Владимир Якунин 2 недели назад сказал, что минимальная цена билета на поезд будет около 2 тыс. рублей. Правда, позже стало известно, что эта цена — рекламная и будет действовать лишь неделю. Базовый же тариф на «Сапсан» составит 3300 рублей в вагоне второго класса и 5300 рублей в первом классе.
Эта новость порадовала авиаперевозчиков. «Мы можем предложить слетать из Москвы в Петербург за 1399 рублей, — отмечают в SkyExpress. — Даже с учетом дороги до аэропорта время в пути не превысит 3 часов 45 минут, которые будет ехать «Сапсан». В «Трансаэро» уверены, что те, кому действительно нужно быстро добраться из одной столицы в другую, выберут самолет.
При этом авиаперевозчики напоминают, что если уж РЖД и собрались с ними конкурировать, то делать это надо честно: в отличие от импортных самолетов, пошлины на которые достигают 30% от цены, «Сапсаны» завозятся в Россию беспошлинно. То есть пассажиры авиакомпаний, доплачивающие, по расчетам экспертов, около 10% от стоимости авиабилета из–за заградительных пошлин на иностранные самолеты, таким образом также субсидируют РЖД.