По–домашнему

Больше половины россиян (51%) планируют встретить наступление 2010 года дома, показал опрос, проведенный на днях Исследовательским центром портала SuperJob.ru.

Третий по популярности ответ, объясняющий пристрастие к "домашнему" Новому году ,— "нет денег" (первый и второй — "семейный праздник", "традиция").
Получается, кризис укрепляет семейные ценности лучше всяких лозунгов общероссийского масштаба. Ведь еще 2 года назад "новогодних" домоседов было 38%, а год назад (в разгар экономического кризиса) их стало уже 56%. Тот, кто придумал назвать 2008 год Годом семьи, как в воду глядел.
Пять процентов, которые отыграли в этом году недомоседы у домоседов, свидетельствуют о том, что экономических страхов у россиян поубавилось. Тех, кто готов увеличить траты на товары и услуги непервой необходимости, стало больше.
Однако, несмотря на то, что оптимизм россиян растет, осторожность по–прежнему побеждает хваленое на весь мир русское желание тратить — такое желанное для экономики в целом и для каждого бизнесмена в частности. По данным исследовательского холдинга "Ромир" и того же SuperJob.ru, более половины — 52% — россиян в ноябре сократили свои расходы на развлечения, а 46% уменьшили траты на отдых и путешествия, и только 3% собираются встретить Новый год за границей.
Читайте также:
Отдых стал не нужен
Любопытно, если подобное (по–европейски экономное) отношение к деньгам у россиян за годы кризиса, по–прежнему прогнозируемого министром финансов РФ Алексеем Кудриным, перерастет в привычку. Тогда есть вероятность, что появится наконец весомое основание развивать промышленность, а не только зачитывать мантры о необходимости ее модернизации.
Рост потребительской щедрости тормозит туманное экономическое будущее. Светлых тонов в нем видят всё меньше россиян, какие уж тут развлечения в "лазурных" клубах, катания в Альпах и ныряния в глубины Красного моря?
По данным ноябрьского опроса "Левада–Центра", 36% россиян считают, что правительство в ближайшее время не способно улучшить экономическую и социальную ситуацию в стране (в сентябре–октябре пессимистов было 28%). Однако до тех пор, пока нет сигналов о том, что другая привычка россиян — любовь к удалому, марафонскому застолью — уходит в прошлое, вклад "домашнего" Нового года в развитие семейных ценностей будет минимальным.
В конце концов, детям, которые будут появляться на свет к октябрю 2010–го, не обязательно, чтобы нынешний год прошел дома.
Главное — на трезвую голову.