Кока–Пелевин против Пепси–Акунина

Виктор Пелевин написал новую книгу. Во всяком случае на обложке книги «Т», выпущенной издательством «Эксмо», стоит фамилия «Пелевин».

Они могли бы написать «Акунин», никто не заметил бы разницы. И та, и другая фамилии — по сути бренд, а не человек. Бренд — дело серьезное, тут большие деньги вложены, и над его раскруткой работает целый коллектив дизайнеров, специалистов по огламуриванию, менеджеров скандалов, наконец, авторов. Этакое общество с ограниченной ответственностью. Только в наше время нет цензуры, и ограничения касаются не морали, а юридических вопросов.
Сейчас литераторы имеют полную творческую свободу, вот только, как ни парадоксально, они послушно отдают эту свободу, чтобы анонимно работать на какое–нибудь «Кока–Кола паблишинг».
«Колгейт» и «Блендамед»
«Пелевин» и «Акунин» схватились за рынок примерно как «Колгейт» и «Блендамед». В ситуации свободного рынка хорошая литература конкурирует не с еще более лучшей литературой, а с компьютерными стрелялками или даже попкорном. Стрелялки и попкорн выигрывают — так что не удивительно, что книги все больше на них похожи. Итак, ООО «Акунин» выпустило книгу «ФМ», где главный герой — типа Достоевский Федор Михайлович, на что ООО «Пелевин» откликнулось книгой «Т», главный герой которой — типа Толстой Лев Николаевич.
Вообще, к выбору героев книги авторский коллектив отнесся ответственно. Зачем вводить всяких неизвестных, описывать их, раскрывать характеры? Это все равно что создавать с нуля торговую марку. У маркетологов и так забот полон рот — нужно потрафить каждой читательской нише. Так что в «Т» и среди неглавных героев каждое имя — литературный бренд, видимо, для большей кучности попадания по целевой аудитории. Есть тут Владимир Соловьев — для кого–то русский философ, а для кого–то — новорусский телеведущий. Есть обер–прокурор Победоносцев — проверить, не напоминает ли он кого–то у «Акунина»? Есть Чапаев — для самых верных почитателей бренда «Пелевин», есть Аксинья — неизвестно зачем, возможно, в надежде привлечь любителей великого детища Федора Бондарчука «Тихий Дон». Ввели маркетологи из «Кока–Пелевина» и другого Федора — Федора Михайловича Достоевского, наверное, чтобы переманить часть поклонников «Пепси–Акунина».
Все герои пострадали — только убивали и мучили их разными способами. Издатели и «Пелевин» пользуются тем, что не создано пока Общество защиты прав литературных героев, а настоящие Федор Михайлович и Лев Николаевич уже ничего сделать не могут.
Демиурги
Редакторские фабрики сумели создать набор шаблонных, как в компьютере, стилей, так что настоящий Пелевин мог бы ради прикола написать пару глав для книги под вывеской «Акунин» — и наоборот.
Да полноте! Неужели, спросите вы, в книге «Т» совсем нет текста, который написан указанным на обложке автором? Не «Пелевиным», а именно Пелевиным?! Возможно, и есть десятка два таких страниц, примерно в середине книги. Читать их забавно. Там автор словно говорит: все, что было до этого места — трэш, а вот теперь начинается настоящее. Выясняется, что книгу — а это и есть жизнь Т. — сочиняют «титан малой антигламурной формы» Митенька Бершадский, остросюжетник Гриша Овнюк, который «все время занят и для нас работает левой ногой», криэйтор Гриша Пиворылов, и еще один демиург, некий Ариэль. Персонаж Т. полностью под контролем этих персонажей, цель которых проста — срубить бабла. Проблема в том, что «только со Львом Толстым Митеньке с Гришей кредита не отбить. Так что трэш продолжается.
Демиурги в свою очередь управляются Пелевиным — но кто пишет его жизнь? Неужели в самом деле Пиворылов и Овнюк?
В 1884 году Толстого хотели посадить в тюрьму и даже заготовили икону «Лев Толстой горит в аду». Свой ад Толстой обрел в книге Пелевина.
Фото: wikipedia.org
Игорь Шнуренко, редактор «ДП»