И прочая мура

Есть мнение, что «МММ» могло стать моделью народного капитализма, если бы на тот момент — 1994 год — можно было покупать реальные активы. С этим же связана одна из версий вашего ареста: «МММ» могло бы контролировать большую часть ресурсов страны.

— Это был вполне естественный и логичный путь развития структуры. Скупка реальных активов. Система разрослась уже настолько, что присвоить деньги, скрыться с ними и т.д. я просто в принципе не мог. Не было уже места на Земле, где бы я мог скрыться. Поэтому я вынужден был бы продолжать выплаты. Не потому, что я такой честный, добрый и хороший (хотя я конечно же и честный, и добрый, и хороший, и пр., и пр.), а потому просто, что иного выхода у меня на тот момент уже не было. Постепенно выплачиваемый процент можно было бы плавно снизить (собственно, сверхвысокие проценты требуются только на начальном этапе развития), и все россияне просто получали бы то, что сейчас получают почему–то единицы, — дивиденды с тех же, скажем, нефти и газа. Это и была бы подлинная приватизация! А не тот наглый грабеж и дербан страны, который произошел в реальности. Хочу обратить внимание еще вот на что. Это очень важно. «МММ» вовсе не «рухнуло», как сейчас многие пытаются представить. «Пирамида рухнула!!!» Да чушь! Всё шло прекрасно, а потом государство влезло и всё развалило. В уголовном деле есть отчеты губернаторов президенту Ельцину, как идет «операция по развалу «МММ». Куда уж дальше–то?
А почему, собственно? Развалило–то? На каком основании? Законов «МММ» не нарушало. Это также общеизвестно. Не случайно я был арестован в 1994 году не за мошенничество вовсе, не за пирамиду ни за какую, а за неуплату налогов. Что само по себе абсолютный нонсенс. Если «МММ» было пирамидой, то с чего государство налоги–то получать собиралось? С пирамиды?
Почему вы не стали олигархом?
— У меня был совсем другой путь. Я не мог стать олигархом. Я мог стать президентом (это было, кстати сказать, для меня тогда совсем несложно: достаточно было собрать референдум о доверии властям, миллион подписей я собирал за неделю), царем, диктатором, не знаю уж там кем, но я не мог стать олигархом. Ни при каких обстоятельствах. Олигарх — это контакты с властями. Это, словами Чичваркина, «сосать надо». Я с властями не контактировал никогда. Ни в какой форме.
Что вы поняли о русском народе, когда оказалось, что вкладчиков — миллионы?
— Русский народ тут ни при чем. У меня в «МММ» все швейцарское посольство, к примеру, играло. В полном составе. Вплоть до посла. А после «МММ» была ведь еще и SG (Stock Generation) — виртуальная фондовая биржа в Интернете. Оформленная в виде азартной игры в одной из стран Карибского бассейна. Только по официальным данным — 275 тыс. пострадавших от этих уродов из SEC, собственно, комиссии по фондовым рынкам США, которые всё прикрыли волевым решением, полное повторение истории с «МММ», в сущности. По неофициальным же — десятки миллионов во всем мире. В основном из США и стран Западной Европы, кстати сказать. И это всего за год работы! В «МММ» играли не только простые граждане. Предприятия прокручивали зарплату, магазины — выручку и пр. К августу 1994 г. это уже носило массовый характер. По сути, все средства страны постепенно притекали туда. Гигантская воронка, которая затягивала все! Так что Россия и русский народ здесь ни при чем. Люди везде одинаковы. Не может быть ситуации, что даром дают деньги, а их не берут. Если это происходит, значит, ты просто плохо организовал дело. Только и всего.
В какой мере, на ваш взгляд, народные IPO Сбербанка, ВТБ и «Роснефти» являются финансовыми пирамидами?
— Все эти IPO поддерживало государство. И их рекомендовали эксперты и госчиновники самого высокого ранга. И все эти IPO с треском провались. Значит, одно из двух. Либо люди, их рекомендовавшие, неквалифицированны, либо они изначально ведали, что творят. А поскольку никто из них за непрофессионализм, насколько мне известно, уволен не был, то получается второе.
Создатель пирамиды Медофф был приговорен к 176 годам заключения. Вы провели в тюрьме гораздо меньше. Почему?
— Повезло. В кои–то веки раз. Николай–угодник спас. Поначалу–то я был уверен, что вообще не выйду. Никогда. Статьи у меня, правда, были все средней тяжести, до 10 лет, но следствие это, естественно, абсолютно не устраивало. Чтобы я всего только какими–то десятью жалкими годами отделался (зря, что ль, они 2,5 тыс. томов–то шили, старались? Одной только бумаги целый лес извели!). Поэтому следователи намеревались разбить мое дело на несколько. Чтобы по каждому был отдельный суд. Тридцать лет по совокупности приговоров, а потом добавлять по мере того, как я буду отсиживать. Новые суды и пр. И всё к тому и шло. То есть первые 3 года я просидел на спецблоке, в этой камере смертников, в полной уверенности, что так оно все и будет. Что конец. Ощущеньице, честно вам скажу, пренеприятнейшее. Можете уж тут мне поверить. Но произошел весьма забавный казус. В розыск меня объявили по статье «мошенничество». Хотя статей у меня, повторяю, была тьма–тьмущая. В итоге бегал я (от следствия. — Ред.) больше 5 лет, да дело еще потом 5 лет шло… Кончилось все тем, что срок давности по всем статьям, кроме мошенничества, истек! Вдруг! И из 2,5 тыс. томов осталось, соответственно, «только» 650. Десятка всего от силы–то. Не бесконечность по крайней мере. Пока я сидел, был принят новый УК. А обвинение мне было предъявлено, естественно, по старому. Я попал автоматически под ч. 3 ст.159 — «... в крупных размерах». А не под ч. 4. — «...в особо крупных». А ч. 3 ст. 159 — это «до 6 лет». Всего–навсего. Ну, первая судимость плюс ребенок малолетний на иждивении — в итоге дали 4,5 года. По максимуму фактически. Вот так одно слово всего («особо») решило, по сути, судьбу человека. По–дурацки все же наш мир устроен. Буква им правит! Сухая и бездушная. Всем все безразлично. Спасетесь вы или погибнете. И то, и другое — дело случая.
Вас называют финансовым гением.
— Между прочим, быть гением очень скучно. Это проклятие, а не дар. Жук в муравейнике. Вечное одиночество. Ничего не интересно.
Сейчас снимается фильм об «МММ». Обращались ли к вам за консультациями?
— Разумеется, обращались. Более того, первоначально сценарий был и написан мной, а в дальнейшем его просто «доработали». В соответствии в бытующими сейчас в кинематографе стереотипами. «Экшен!.. Драйв!..» и прочая мура.
«У меня в «МММ» все швейцарское посольство играло. В полном составе. Вплоть до посла. Гигантская воронка, которая затягивала все! Так что Россия и русский народ здесь ни при чем. Люди везде одинаковы. Не может быть ситуации, что даром дают деньги, а их не берут. Если это происходит, значит, ты просто плохо организовал дело. Только и всего.