РЖД создаст "дочку" для дальних перевозок

ОАО "РЖД" создаст до конца года дочернюю компанию по перевозкам пассажиров дальнего следования. Об этом сообщил замминистра транспорта России Андрей Недосеков, отметив, что "40% всех пассажирских перевозок осуществляется железнодорожным транспортом", передает Прайм–ТАСС.

"Хотя железные дороги являются наиболее безопасным и стабильным видом транспорта, качество услуг которого в последнее время значительно возросло, пассажирский железнодорожный комплекс менее гибко реагирует на вызовы рыночной экономики по сравнению с воздушным и автомобильным транспортом, — отметил Андрей Недосеков.
Поэтому, сказал он, в качестве одного из центральных мероприятий в сфере реформы на железнодорожном транспорте рассматривается обособление деятельности по перевозкам пассажиров в дальнем следовании путем создания пассажирской компании — дочернего общества компании "РЖД". Создание компании запланировано на декабрь 2009 года, а хозяйственная деятельность начнется в апреле 2010 года.
По мнению Андрея Недосекова, "на данном этапе основным препятствием для привлечения частного бизнеса в пассажирский сегмент работы является убыточность этого вида деятельности". Он пояснил, что "до структурных преобразований убытки покрывались за счет перекрестного субсидирования, сейчас и в дальнейшем в сегменте дальнего сообщения перекрестного субсидирования не будет — это одно из условий обособления данного вида деятельности".
Созданный в ходе реформы механизм государственного субсидирования позволяет за счет государства покрывать потери в доходах перевозчика по выполнению перевозок по регулируемым тарифам. Однако при отсутствии четкого понимания прогнозируемой потребности населения в перевозках перевозчик будет вынужден выполнять "лишние объемы" работы, а государство — нести расходы по субсидированию этих объемов. "Ни о каком развитии пассажирского комплекса в такой ситуации не может идти и речи, — подчеркнул Андрей Недосеков.
"Такие перспективы не столь заманчивы для частного бизнеса, и развитие конкурентных отношений ставится под вопрос. Следовательно, и стимулы к повышению уровня обслуживания не появляются", — отметил он. "С другой стороны, отказаться от выполнения социальных перевозок по регулируемым тарифам в пользу развития конкуренции также нельзя, поскольку конкуренция является лишь средством повышения уровня обслуживания, а не самостоятельной целью", — сказал замглавы Минтранса.
Андрей Недосеков обратил внимание на необходимость формирования принципиально нового подхода к организации пассажирских перевозок в регулируемом сегменте на основе принципа государственного заказа. Минтрансом России подготовлена концепция федерального закона "Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ". Законодательный акт будет направлен на обеспечение доступности услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования на маршрутах дальнего, пригородного и межрегионального сообщений.