Деловой этикет: витамины для бизнеса

Можно ли жить без витаминов? Можно, но плохо и недолго. Организм начинает слабеть, болеть, терять зубы и другие детали и раньше предусмотренного отходит в мир иной. При этом надо заметить, что на одних витаминах тоже долго не протянешь.

Культура общения — это именно витамин, необходимый для здоровья и процветания общества. А деловой этикет — такой же витамин для успешного ведения бизнеса.
И если необходимость соблюдения правил приличия в обыденной жизни еще нередко надо доказывать, в полезности делового этикета не сомневается уже никто. Соблюдение делового этикета — это экономия времени, доброжелательная рабочая атмосфера, позитивный имидж сотрудников и компании в целом, эффективность деловых связей…
Высокая культура общения привлекает новых клиентов и партнеров, то есть этикет экономически выгоден.
Но в чем основное отличие делового этикета от обычного, светского?
Вообще этикет возникает и особенно важен там, где существует разница в статусах. Издавна сложилось так, что в нашей культуре женщины и пожилые люди пользуются некоторыми привилегиями: мужчина или младший по возрасту должен поздороваться первым, встать при разговоре со стоящей дамой и так далее. С другой стороны, деловую субординацию никто не отменял, и статус начальника всегда выше, чем статус подчиненного.
Кто главнее: Начальник или Дама?
А вот это уже зависит от этикетной ситуации. Этикетная ситуация — это система старшинства, эти системы бывают двух основных типов: светские и деловые. Светская этикетная ситуация — это наше ежедневное общение на улице, дома, в магазине, в театре, здесь особое уважение принято оказывать дамам и пожилым людям.
Деловая ситуация — в офисе, на переговорах, на деловом приеме, словом, там, где у каждого участника есть свое место (должность) в служебной иерархии. В деловой этикетной ситуации статус определяется только должностью, а возраст и принадлежность к дамскому полу не играют никакой роли. Руководитель имеет полное право первым протянуть даме руку для приветствия, не открывать перед ней дверь, не подавать пальто.
Конечно, начальник, если захочет, может вспомнить, что он благовоспитанный мужчина, и в каких–то случаях повести себя как светский человек и джентльмен. Но, повторяем, он не обязан этого делать.
Вне офиса этикетная ситуация меняется, и отношения становятся светскими: всемогущий Руководитель, встретив свою подчиненную в театре, должен, как простой смертный, пропустить ее в дверях, потому что в светской ситуации она — Дама.