Белорусская таможенная лазейка

СПб. На следующей неделе, 27 ноября, главы России, Белоруссии и Казахстана должны подписать единый таможенный кодекс. Из–за него Петербург может уступить статус автостолицы РФ.

В подготовленных на подпись президентов документах говорится о том, что 1 июля 2010 года вступит в силу согласованный вариант Таможенного кодекса. Если этот документ заработает, то таможенная граница между странами станет прозрачной: контроль перенесут на внешние границы союза государств, будет отменена процедура временного ввоза транспортных средств. При этом таможенные пошлины на машины для юрлиц станут одинаковыми, т.е. приравненными к российскому уровню. У обычных граждан же появится способ сэкономить: для них таможенные пошлины унифицировать не будут, то есть можно будет ввезти автомобиль, растаможив его по установленным в Белоруссии ставкам. Сейчас ставки таможенных пошлин на автомобили в Белоруссии минимум втрое, а то и в 10 раз меньше, чем в России (см. таблицу).
От кого защищаться?
Российская Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и автодилеры начали бить тревогу в прошлую пятницу на экспертном совете по машиностроению. Его участники заявили, что намерены обратиться с письмом к правительству РФ с просьбой принять срочные меры. Они опасаются, что возродится импорт подержанных машин, упавший на 95% в 2009 году из–за введения заградительных пошлин. То есть исчез целый рынок объемом около $3,5 млрд в год, эти деньги с удовольствием освоили российские производители и официальные дилеры. Теперь им необходимо приложить усилия, чтобы не потерять завоеванное. «Речь о том, чтобы сейчас в принципе прикрыть возможности для серых схем, а не подсчитывать потом убытки», — объясняет причины тревоги директор по стратегическому развитию холдинга «Атлант–М» Алексей Терещенко.
Повод для беспокойства автоимпортерам и дилерам дал на днях и вице–премьер Игорь Шувалов. Чиновник неожиданно высказался о «неправильности» заградительных пошлин и пообещал подумать об их отмене. Возможно, это был сигнал российским производителям и сборщикам о том, что именно к моменту запуска прозрачной таможенной границы с Белоруссией время преференций для них закончится.
Альтернативный ход
До сих пор 70% новых иномарок (более 1,5 млн штук в прошлом году) доставлялось в Россию из Финляндии через Петербург.
Привозили машины и морским путем через автомобильные терминалы: четыре открытых недавно петербургских и один усть–лужский. На строительство этих комплексов ушло около 3 млрд рублей, в том числе и из федерального бюджета.
При введении согласованного таможенного кодекса единственным аргументом в пользу сохранения дистрибьюторами финских схем импорта станут налаженные логистические цепочки. Правда, разница в пошлинах позволит быстро наладить не менее надежную логистику в ближайшем к трассе Минск — Москва регионе — Смоленской области.
Затаив дыхание
Автодилеры с недоверием относятся к появлению таможенной лазейки. «Если это произойдет, наш авторынок может встать с ног на голову», — говорит глава представительства «Соллиерс» в СПб Виталий Новиков. Но он уже готов в шутку пофантазировать, как лично сможет использовать новые возможности: «Купил бы себе в США 6–литровый Chevrolet Suburban за $42 тыс., а жене — новый Audi Q5 за $37 тыс., а не за 2,1 млн рублей, как предлагают у нас».
Неофициальные дилеры еще больше не доверяют грядущим новшествам. «Будущие правила до сих пор четко не определены, но, скорее всего, все равно не удастся делать серьезные деньги на импорте через Белоруссию», — уверен Григорий Брудный, глава ООО «Грегорис Карс».
Правда, Евгений Войтенков, генеральный директор салона «Олимп» (дилер Mercedes и Maybach), признает, что, если правительство РФ не примет мер, его бизнес окажется под ударом.
Выход есть
Если правительство РФ не пойдет навстречу автодилерам, то их единственная надежда — Александр Лукашенко. Он может спасти ситуацию, повысив пошлины для физлиц до российского уровня. Но в это мало кто верит. «Думаю, Лукашенко не станет так поступать», — считает Евгений Войтенков. Сам глава Белоруссии вчера пообещал защищать в вопросах создания таможенного союза экономические интересы своей страны.
«Опять надо позаботиться о защите наших на-циональных интересов заранее.
Александр Лукашенко, президент Белоруссии